Что надо говорить чтоб начать пост рамадан. Как по расписанию намаза определять время, когда можно есть и когда нельзя? Польза от соблюдения поста

Рамадан: Что можно и чего нельзя? Правила, условия, запреты

18:00 25.06.2014

Для соблюдения поста имеется только два предписания и три необходимых условия, но их интерпретаций очень много, и зачастую постящемуся нелегко разобраться. «Россия для всех» собрала все правила и запреты, чтобы разобраться, какие обстоятельства могут нарушить пост, а какие - нет.

Для соблюдения поста в месяц Рамадан имеется только два предписания и три необходимых условия, но их интерпретаций очень много, и зачастую постящемуся нелегко разобраться в них. Интернет-портал «Россия для всех» собрал все правила, запреты и условия в одном материале, чтобы разобраться, что можно, а чего нельзя и какие обстоятельства могут нарушить пост, а какие — нет.

Существует два предписания поста:

  1. Намерение (Ният).
  2. У постящегося должно быть искреннее намерение в сердце соблюсти пост ради Аллаха. Словами оно может выражаться так:
    Навяйту ан асуума савма шахри Рамадаана мин аль-фаджри иляль-магриби хаалисан лильляяхи та‘ааля, что в переводе означает: «Я вознамерился держать пост месяца Рамадан от рассвета до захода искренне ради Всевышнего Аллаха».

  3. Воздержание от приема пищи и прочего. Во время поста (от начала времени утренней молитвы (рассвета) до заката солнца) необходимо полностью воздержаться от приема пищи, питья, вдыхания табачного дыма, половых сношений в дневное время суток.

Кроме того, имеются три условия, при которых мусульманин может держать пост. При несоответствии хоть одному из них поститься ему воспрещается:

  1. человек должен быть совершеннолетним (по шариату);
  2. человек должен быть в здравом рассудке, то есть не душевнобольным;
  3. человек должен быть в состоянии поститься, не должен быть больным.

«Поститесь - и будете здоровы»

Кто освобождается от поста?

  1. Путники, находящиеся в длительном путешествии. Путником может считаться тот, кто вдали от места проживания на расстоянии 90 км и более и находящийся в месте пребывания менее 15 дней. Если этот человек не затрудняется соблюдать пост, то при желании может поститься. В исламе нет предписаний об обязательности несоблюдения поста путниками.
  2. Больные. Соблюдение поста при болезнях может нанести вред здоровью постящегося и способствовать ухудшению его состояния, что запрещается в исламе.
  3. Женщины в период менструации и послеродового очищения.
  4. Беременные и кормящие женщины, опасающиеся за здоровье своего ребенка или за себя.
  5. Люди, находящиеся в престарелом возрасте, которые не в состоянии держать пост или неизлечимо больные. Эта категория верующих должна вносить пожертвование за каждый пропущенный день поста в размере фидия-садака. Однако если в будущем у человека появляются силы и возможность соблюдать пост, то следует возместить пропущенные дни, и в этом случае данные пожертвования будут считаться добровольной (нафиль) садака. Фидия-садака - это пожертвование, величина которого считается достаточной для прокормления одного бедняка два раза в день.

«О те, которые уверовали, предписан вам пост, как он был предписан тем, кто был до вас. Может быть, вы будете богобоязненны»

Что нарушает пост?

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют искупления (кяффара):

  1. Преднамеренное курение, принятие пищи, жидкости, лекарств и всего того, что пригодно к употреблению.
  2. Преднамеренная супружеская близость.

Обстоятельства, которые нарушают пост и требуют возмещения:

  1. Попадание лекарств внутрь организма через нос и уши;
  2. Использование клизмы;
  3. Преднамеренный вызов рвоты;
  4. Начало менструации или послеродового периода;
  5. Попадание воды в носоглотку при совершении омовения (тахарат, гусль).

«Пост принадлежит Мне, и Я воздаю за него»

Что не нарушает пост?

  1. Поел или выпил, забыв о посте.
  2. Если человек, забыв о посте, поел или выпил что-либо, но, вспомнив, прекратил прием пищи, продолжил пост. В хадисе сказано: «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает (продолжает) пост (в этот день). Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» (аль-Бухари, Муслим, ат-Тирмизи, Абу Дауд).
  3. Принятие душа.
  4. Совершение полного омовения или принятие душа, а также недолгое пребывание в бане никоим образом не нарушает пост.
  5. Дегустация пищи.
  6. Опробование пищи на вкус при условии, что постящийся не проглатывает ее, также не нарушает пост.
  7. Полоскание рта и промывание носа.
  8. Полоскание рта и промывание носа, а также поглотанный (проглоченный?) остаток влаги со слюной после полоскания рта не нарушают поста.
  9. Закапывание в глаза лекарства, подкрашивание глаз сурьмой.
  10. Проглатывание остатка пищи, оставшегося между зубами, если его величина менее горошины.
  11. Чистика зубов мисваком, щеткой.
  12. Сдача крови, кровопускание.
  13. Вдыхание благовоний.
  14. Непроизвольный выход спермы.
  15. Рвота в малом объеме.
  16. Речь идет о непроизвольной рвоте, самостоятельном возвращении части рвотной массы обратно в желудок или преднамеренном вызывании рвоты без заполнения ею полости.

В месяц Рамадан постящиеся принимают пищу лишь дважды: утром («Сухур») и вечером («Ифтар»).

Сухур

Сухур — время перед рассветом, предназначенное для принятия пищи до наступления времени поста.

Прием пищи необходимо закончить до первых признаков приближения рассвета. Как и при любом приеме пищи, во время сухура не рекомендуется переедать, однако необходимо поесть достаточно для того, чтобы набраться сил на целый день поста.

«Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре — благодать!»

(аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи)

Ифтар

Ифтар (разговение) - вечерний прием пищи по окончании дневного поста (с заходом солнца). Верующие, постившиеся в течение всего дня, благодарят Всевышнего за возможность пользоваться Его щедротами в месяц Рамадан и обращаются к Нему с мольбой о принятии Им их поста и прощении ошибок, совершенных ими по знанию и незнанию:

Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва ‘алейкя тавяккяльту ва ‘аляя ризкыкя афтарту фагфирлии йяя гаффаару маа каддамту ва маа аххарту, что в переводе означает: «О Аллах, ради Тебя я постился, в Тебя я уверовал, на Тебя я положился. Сделай разговение тем, что Ты мне дал. Прости мне, о Прощающий, те грехи, которые были ранее, и будущие».

Откладывать прием пищи на более позднее время нежелательно.

Что такое «Таравих»?

Таравих-намаз — обязательная (муаккяда) сунна (означает, что воздержание от нее является очень нежелательным для мусульманина).

« Кто выстаивает молитву в месяц Рамадан с верой [в ее значимость] и ожиданием вознаграждения [за нее только от Господа], тому будут прощены предшествовавшие грехи»

Время выполнения молитвы «Таравих» наступает после совершения ночной молитвы («Иша») и длится до появления зари. Эта молитва совершается каждый день в течение всего месяца Рамадан (месяца обязательного поста). Намаз «Витр» (совершаемый после ночного намаза) в эти дни выполняется после молитвы «Таравих».

Очень желательно совершать этот намаз совместно с другими верующими (джама‘атом) в мечети, хотя допускается и индивидуальное ее совершение. Если человек не смог совершить молитву «Таравих» до истечения ее срока, то восполнять ее не нужно.

Пост по времени Мекки

В летнее время в некоторых странах время между рассветом и закатом может составлять до 19 часов и более, что, особенно, в жаркую погоду несколько осложняет соблюдение отказа от еды и, в первую очередь, воды. Однако на этот счет есть одно послабление, так как «мусульманские канонические предписания не ставят целью подвергать верующего мукам, приносить ему затруднения, угнетать», говорят ученые-богословы. Ведь жизнь и здоровье имеют первостепенную важность в Исламе.

В связи с этим те, кому затруднительно соблюдать пост из-за слишком длинного светового дня в том месте, где человек находится, могут поститься по времени Мекки, пишет сайт Umma Шамиля Аляутдинова по этому поводу и приводит слова известного египетского ученого Али Джумы, которому был задан аналогичный вопрос

«Учитывая то, что в отдельных государствах дни бывают длинными, далеко выходящими за границы средней продолжительности дня (12 часов), например достигая 19-ти часов, что ведет к серьезному обременению мусульман в вопросе соблюдения поста (создает им невыносимые трудности), мы считаем, что местные общины (имамы, муфтии этих регионов) должны определять для себя усредненное время продолжительности дня, используя расписание поста ближайших местностей, где умеренная продолжительность дня, либо ориентируясь по мекканскому или мединскому расписанию, то есть по времени тех местностей, где формировалось мусульманское законодательство», — ответил богослов.

Поэтому, если человек чувствует физические трудности, что, как приводит ресурс, становится очевидным на третий день Рамадана, то он может утренний прием пищи производить по, например, московскому времени, а разговляться по мекканскому.

Вменение в обязанность мусульманского поста

Основными доводами обязательности соблюдения поста являются аят священного Корана и два хадиса Посланника Аллаха (мир ему и благословение) . Всевышний в Коране сказал (смысл): «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран , будучи руководством для людей и как разъяснение прямого пути и различения между истиной и ложью… Тот же, кто застанет из вас Рамадан, пусть соблюдает пост ... » (сура «Аль-Бакара», аят 185).

شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ هُدًى لِلنَّاسِ وَبَيِّنَاتٍ مِنَ الْهُدَى وَالْفُرْقَانِ فَمَنْ شَهِدَ مِنْكُمُ الشَّهْرَ فَلْيَصُمْهُ وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ يُرِيدُ اللَّهُ بِكُمُ الْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ الْعُسْرَ وَلِتُكْمِلُوا الْعِدَّةَ وَلِتُكَبِّرُوا اللَّهَ عَلَى مَا هَدَاكُمْ وَلَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

Если встретил Рамадан в одном месте, а прощаешься в другом

Именно поэтому мусульманские богословы и вынесли решение о том, что, если мусульманин начал поститься, увидев луну в своём населённом пункте, а затем отправился в путешествие в далёкий (где другой часовой пояс) населённый пункт, ему вменяется в обязанность завершить месяц Рамадан тогда, когда его завершат в местности, в которую он прибыл. Это положение распространяется даже на того, кто уже завершил 30 постов , потому что по Шариату с того момента, как он прибыл в новый населённый пункт, он как бы становится одним из жителей этой местности, следовательно должен соблюдать пост так же, как и все остальные жители. Если в местности, в которую прибыл мусульманин, увидели луну (указывающую на завершение месяца Рамадан и наступление Шавваля), то он обязан отпустить пост . И не имеет значения, соблюдал он всего 28 постов (потому как в этой местности Рамадан мог быть 29-дневным) или 29 постов (потому как Рамадан мог быть 30-дневным). Однако в первом случае, когда приезжему пришлось разговляться вместе с жителями, тогда как он соблюдал всего 28 постов , ему вменяется в обязанность восполнить один пост в любое удобное для него время после праздничного дня Ид аль-Фитр (праздник разговенья), потому что минимальное количество дней месяца Рамадан бывает 29.

Тот же, кто в праздничный день (Ид аль-Фитр) отправился в местность, в которой всё ещё постятся, обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост , до наступления времени вечерней молитвы.

Согласно остальным трём мазхабам при видении новолуния поститься обязательно не только жителям близлежащих населённых пунктов, но и всем остальным, даже тем, кто живёт на другом полушарии Земли.

Условия обязательности поста

Таклиф. Таклифом называется наличие в мусульманине следующих качеств: совершеннолетие и рассудок. Сам мусульманин, который подпадает под эту категорию, называется мукалляфом. Т. е. поститься обязательно только совершеннолетнему мусульманину, достигшему половой зрелости. Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Троим не записываются грехи: 1) спящему, пока не проснётся, 2) ребёнку, пока не станет совершеннолетним, 3) сумасшедшему, пока не поправится» («Сунану Аби Давуда», № 4403).

رُفِعَ الْقَلَمُ عَنْ ثَلَاثَةٍ عَنْ النَّائِمِ حَتَّى يَسْتَيْقِظَ وَعَنْ الصَّبِيِّ حَتَّى يَحْتَلِمَ وَعَنْ الْمَجْنُونِ حَتَّى يَعْقِل

Отсутствие обоснованной по Шариату причины, препятствующей поститься или разрешающей разговляться.

Причин, препятствующих соблюдению поста, две

Наступление месячных или послеродовых выделений у женщин.

Потеря сознания или потеря рассудка в течение всего дневного времени (т. е. со времени утренней молитвы до времени вечерней молитвы). Если потерявший сознание или сумасшедший придёт в себя даже на миг в течение светового промежутка дня, он обязан с этого момента поститься до конца дня.

Причин, разрешающих не соблюдать пост, три

Болезнь, при которой соблюдение поста наносит вред организму или доставляет сильную боль и недомогание. А если болезнь или боль будут настолько тяжкими, что будет вероятность угрозы жизни, – такому человеку вменяется в обязанность отпустить пост !

Дальнее путешествие. Дальним путешествием считается, когда расстояние пути не менее 83 километров. Кроме того, чтобы путнику дозволялось не соблюдать пост , необходимо, чтобы путешествие было дозволенным и продолжалось до конца дня. Тому, кто ещё будучи дома начал соблюдать пост, а затем в течение дня отправился в путь, не разрешается разговляться, т. е. прервать пост .

Основанием для вышеизложенных двух причин, разрешающих не поститься, служит аят Корана , в котором говорится (смысл): «<...> тот же, кто болен или в пути, пусть восполнит пост в другое время...» (сура «Аль-Бакара», аят 185).

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

Бессилие поститься. Тому, кто не в состоянии поститься из-за преклонного возраста или хронической болезни, например язвы желудка, разрешено разговляться. Поститься обязательно тем, кто физически в состоянии делать это. Поскольку в Коране сказано (смысл): «Тем же, кто в состоянии поститься лишь с неимоверной тягостью, следует накормить бедняка » (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах), давая комментарий к этому аяту, сказал, что речь идёт о людях преклонного возраста, которые не в состоянии поститься и которые вместо каждого пропущенного поста должны накормить одного бедняка (одним муддом (600 граммов) основного продукта питания данной местности) («Сахих аль-Бухари», № 4235).

В эту же категорию входят беременные и кормящие матери. Если соблюдение поста может нанести вред беременной женщине и/или зародышу или соблюдение поста может отразиться на грудном ребёнке, так что у роженицы может не хватать молока для ребёнка, разрешено разговляться, т. е. не поститься. Однако, если беременная или кормящая мать не соблюдает пост только из опасения нанести вред зародышу или грудному ребёнку, помимо возмещения пропущенных постов ей ещё вменяется в обязанность выплатить штраф в размере 600 граммов (мудд) в пользу бедняков за каждый пропущенный пост .

Условия, необходимые для действительности поста

- Месячные и послеродовые выделения . Их наступление тоже нарушает пост, даже если их продолжительность будет недолгой. И, конечно же, пропущенные посты по причине их наступления надо возмещать.

- Потеря рассудка или, да убережёт нас от этого Всевышний , вероотступничество тоже нарушают пост.

Каждому постящемуся необходимо остерегаться всех вышеперечисленных семи причин, в противном случае пост нарушится и будет недействительным. Пост того, кто совершит что-либо из вышеперечисленного, предполагая, что время утренней молитвы ещё не наступило, а в действительности оно уже наступило и это каким-то образом выяснится, – нарушается, но вместе с этим этот человек обязан воздерживаться от всего, что нарушает пост, до конца дня, проявляя уважение к месяцу Рамадан. Аналогично и в том случае, когда постящийся отпустил пост, предполагая, что время вечерней молитвы уже наступило, а как оказалось – нет, его пост нарушается, и ему необходимо возместить этот пост.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Фото: freepik.com

Ислам является одной из самых молодых религий на земле, при этом же - одной из самых строгих в отношении соблюдения канонов. В ней существуют т.н. столпы религии, т.е. предписания шариата, необходимые к исполнению для того, чтобы считаться истинными приверженцем веры в Аллаха.

Одним из столпов является неукоснительное соблюдение целой череды обрядов, ритуалов и воздержаний от начала и до конца месяца Рамадана.

Исламский календарь и Рамадан в нем

В исламском лунном календаре Рамадан - какой месяц в году? Каждому мусульманину известно, что он девятый. Название его происходит от арабского «выжечь землю», «обжигающий», так как именно в этом месяце солнечная активность выходит на свой максимум и в буквальном смысле выжигает и высушивает растительность на жаркой земле. Если сопоставить исламский и христианский календари, то месяц Рамадан начинается обычно где-то в конце нашего мая и заканчивается в конце июня, в общей сложности он длится 29-30 дней. Считается, что именно в эти дни великому пророку Мухаммеду была дана его миссия «откровенными словами» - так родился священный Коран. Месяц Рамадан в 2017 году начался 27 мая и закончился 25 июня.

С чего начинается соблюдение Рамадана?

Самым главным ритуалом в начале месяца Рамадана является намерение соблюсти этот священный период (араб. «ният»). Звучит оно примерно так: «Я намереваюсь с сегодняшнего дня свершить пост в Рамадан во имя Аллаха».

Пост в месяц Рамадан

Самым главным действом в Рамадан является пост (араб. «саум»). Т.е. воздержание от основных соблазнов: еды, курения, питья и интимных отношений в дневное время до заката солнца. Своим воздержанием мусульманин показывает Аллаху свою преданность, верность и готовность идти на личные жертвы ради веры.

Какие условия необходимы для того, чтобы соблюдать Рамадан

Священный ритуал может соблюдать не каждый человек и даже не каждый мусульманин. Для того чтобы человеку дозволялось соблюдать Рамадан, необходимо выполнение следующих условий:

  • Разумеется, соблюдающий должен быть мусульманином. И не только по вере своей, он обязательно должен пройти процедуру принятия ислама в мечети.
  • Соблюдающий должен быть совершеннолетним по шариату. Дети не допускаются до соблюдения поста, так как нуждаются в полноценном питании.
  • Соблюдающий не должен иметь душевных и сильных физических заболеваний, потому как при душевном заболевании соблюдающий не ведает что творит, а при физических недугах зачастую требуется хорошая еда и обильное питье.
  • Беременные и кормящие женщины освобождаются от поста, так как имеют острую необходимость в регулярном питании.
  • Странники и путники, находящиеся в дороге или более чем в 90 км от дома, могут не соблюдать пост, если это влечет для них тяжелые последствия.
  • Женщины в период кровотечения ежемесячного или послеродового могут также не соблюдать пост из-за большой кровопотери и необходимости ее восполнять.

Однако освобожденным стоит помнить, что крайне нежелательно делать на людях запретные действия (пить, курить), чтобы не добавлять им лишних соблазнов. Неприемлемым в период поста также является жевание жвачки, включение громкой музыки и фривольные танцы в общественных местах.

Когда можно есть и пить в пост

Можно ли в месяц Рамадан употреблять еду и питье? После заката солнца мусульманин, соблюдающий пост (араб. «ураза»), совершает священную ночную молитву (араб. «иша»), затем может прочесть с товарищами молитву добровольную и желательную (араб. «таравих»). Она включает 8-20 ракаатов. Далее можно начинать разговение - вечерний прием пищи (араб. «ифтар»). Принимать пищу в ночное время предписано не только с близким кругом родственников, но и с друзьями и знакомыми. Иногда к разговению привлекают нищих с улицы как знак помощи неимущим. Пища для разговения тоже не должна быть богатой и обильной. Шариатом предписано во время ночного разговения употреблять в пищу молоко, финики, воду. Слишком тяжелая, острая или жирная пища нежелательны в этот период, так как может вызвать в дальнейшем жажду или осложнения на желудок.

Утренний прием пищи (араб. «сухур») во время разговения нужно постараться закончить хотя бы за полчаса до рассвета. А дальше опять держать дневной пост.

Что нельзя делать в Рамадан:

  • не произносить намерения: это перечеркивает все соблюдение Рамадана;
  • употреблять пищу намеренно;
  • пить намеренно;
  • курить и вдыхать курильный дым намеренно;
  • вступать в интимную близость, предаваться рукоблудию, совершать ласки, приводящие к эякуляции, даже если это не был непосредственно половой акт;
  • позволять себе праздные развлечения (фривольные танцы, слушание громкой музыки, кроме молитвенных речей);
  • использование лекарств, которые требуют ректального или вагинального применения;
  • вызывать самопроизвольную рвоту;
  • глотать отделившуюся мокроту, которая попала в глотку.

Что дозволяется делать в Рамадан:

  • неспециальное принятие пищи и воды (например, если человек захлебывается в море);
  • инъекции лекарств;
  • сдача крови (донорская, анализы), пускание крови;
  • купание, если не глотать при этом ни капли воды;
  • поцелуи без проникновения в ротовую полость (как говорят у нас «не взасос»);
  • телесные ласки, не приводящие к эякуляции;
  • проглатывание собственной слюны без мокроты и рвоты;
  • чистить зубы следует с осторожностью, чтобы паста не была проглочена (вообще некоторые мусульмане считают, что чистить зубы после полуденного времени не нужно, ибо «запах изо рта мусульманина, соблюдающего пост, имеет особый оттенок и является своеобразным благовонием для Аллаха»);
  • рвота, если она происходит непроизвольно;
  • допускается не совершать намазы.

Обряды в Рамадан, помимо поста

Священный Рамадан - это не только соблюдение поста, но и многочисленные молитвы Аллаху.

Самая главная молитва - намаз - производится пять раз в день.

Помимо намазов желательными являются вечерние молитвы, утренние молитвы и хвалы Аллаху перед каждым принятием пищи.

Самыми распространенными в этот период являются: ифтар, сухур, дуа «Ифтиах», дуа «Муджир», дуа «Макарему ахляк», дуа «Баха», дуа Абу Хамзы Сумали, дуа «Джаушан кабир».

В последние 10 дней поста мусульманину желательно совершить уединение, так как когда-то пророк Мухаммед уединился на последние 20 дней своей жизни. Уединение лучше сделать в мусульманской мечети, перед этим произнеся еще одно специальное намерение - на уединение.

Разумеется, желательным является чтение Корана весь период священного месяца.

Как заканчивается Рамадан

После ритуального уединения следует т.н. Ночь предопределения (араб. «аль-Кадра»). Наступает эта ночь после окончания 27-го дня Рамадана - именно тогда по преданию пророку Мухаммеду открылась первая сура Корана (610 г.). Тогда архангел Джабраил, спустившись с небес, дал пророку свиток с велением читать его. В эту ночь принято просить у Аллаха прощения за совершенные грехи и много читать Коран.

В последний день священного месяца Рамадана постящемуся следует выплатить милостыни: обязательную (араб. «закят») и добровольную (араб. "саадака"). Читается торжественная молитва, и постящиеся готовятся к празднику в честь Рамадана - Ураза Байрам (араб. Ид аль-Фитр).

Первый день нового месяца, в который проводится этот священный праздник, начинается священной же молитвой Ид намаз, знаменующей окончание Рамадана.

К этому времени в домах уже должно быть чисто (мусульмане должны заведомо позаботиться о наведении чистоты). В сам праздник верующие должны помыться и надеть чистые красивые одежды. День празднования считается выходным.

Для Ураза Байрам готовится много праздничной еды (готовят преимущественно женщины): жареная баранина, наваристый суп с фасолью, мясом и овощами, салаты с мясом, блины, пироги, плов, многочисленные сладости, финики, фрукты.

Верующие ходят друг к другу в дома, дарят подарки, раздают детям сладости. Все друг друга поздравляют фразой «Ид мубарак!». Дети играют в активные подвижные игры. Взрослые могут танцевать и петь. В этот же день принято ходить на кладбище к родственникам, дабы почтить их память и вознести Аллаху молитву за них.

Главные задачи в Рамадан

Рамадан - это не только очищение плоти (в любой религии известно, что пост сам по себе полезен для очищения организма), но и очищение души. Через плоть чистится душа. Через добрые поступки (помощь нищим, например) душа излечивается от скверны. Через отказ от удовольствий (танцы, пение, игры, просмотр развлекательных передач и т.д.) тренируется смирение и воздержание. Умение терпеть, отказываться, идти на жертвы, быть сдержанным, милостивым, великодушным позволяет в Рамадан верующим снискать истинную милость Аллаха.

Если Рамадан совершается с дурными помыслами или напоказ или же с корыстными целями, Аллах отвергает такую жертву и не дарует свою милость лжецу.

Наказания и штрафы за неисполнение Рамадана

Считается, что любой истинный мусульманин обязан совершать Рамадан, если только он не освобожден от этого ритуала. Однако везде находятся нарушители, и если такой пойман, то он должен понести наказание.

Нарушивший предписания должен понести искупление (араб. «кяффара»). Это может быть дополнительная милостыня для малоимущих или дополнительное несение поста.

В случае непреднамеренного нарушения предписаний верующий должен возместить дни нарушенного поста после окончания Рамадана или помочь определенному количеству нуждающихся деньгами или продуктами.

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Рамадан – это священный для мусульман месяц обязательного поста Ораза, именно в это время людям был ниспослан Коран. В этот месяц миллионы людей по всему миру отказываются от приема пищи, читают Коран и выплачивают обязательную милостыню (закят аль фитр). Ифтар – вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца. Согласно переписи населения 2009 года, в Казахстане 70 процентов населения являются мусульманами. Искандер Салиходжаев решил рассказать, как держат Оразу в Казахстане, что едят на ифтар (вечерний прием пищи, который начинается сразу после захода солнца), а также о том, как лучше соблюдать пост.


По Григорианскому календарю в году 365 дней, по Хиджре (исламский лунный календарь) - 354, поэтому Рамадан за 33 года проходит через все циклы, смещаясь каждый год на десять дней. Легче всего держать Оразу зимой, когда дни короче. В жаркое лето, когда время от рассвета до заката равняется примерно 18- 19 часам, пост держат только самые преданные. Во время поста следует полностью отказаться от дневного приема воды и еды, а также от интимных отношений.


Рамазан , директор филиала банка:

– В школьные и студенческие годы я держал Оразу, но в последнее время в силу разных обстоятельств соблюдать пост не удавалось. Считается, что сложнее всего поститься летом – время между приемами пищи составляет 18 часов. И хотя у меня были проблемы со здоровьем (повышенное давление), в этом году я решил, что буду держать пост.


Айгерим , супруга Рамазана, приготовила на ифтар манты. Это особые манты, практически без жира, диетические. И хотя Айгерим сама не держит Оразу, она просыпается каждую ночь, чтобы приготовить мужу сареси – прием пищи перед рассветом. По высказыванию пророка, постящийся обязательно должен принимать сареси, если не едой, то хотя бы стаканом воды, ибо в нем благодать.


Традиционно вечерняя трапеза начинается с воды и фиников.


– Самое главное – это правильный настрой, – делится секретами Рамазан. – Рекомендую не пить ничего сладкого, желательно отдавать предпочтение воде, компоту из сухофруктов. Еще советую есть финики, они дают очень много энергии. Также хороши свежие салаты, в которых много клетчатки.


– Существует заблуждение, что на ифтар надо обязательно плотно поесть. Но это не так, не стоит сильно наедаться, ешьте в привычных количествах. Считайте, что вы просто изменили расписание приема пищи со дня на ночь.


Мейлан , управляющий магазином:

– Оразу держу уже 19 лет. Начал держать пост еще ребенком, это было несложно, к тому же это было зимой и всего 12 часов – с 6 до 18.00. Летом, конечно, намного сложнее в плане воды и жары. Но с моей нынешней работой особых сложностей нет, так как я работаю в кабинете с кондиционером.


Сестра Мейлана приготовила сегодня хинкали.



Перед трапезой Мейлан читает вечерний намаз. Мусульмане верят, что в этом священном месяце джины и шайтаны сковываются и открываются врата рая. Это помогает верующему преодолеть собственную страсть и нравственно воспитать себя.


Затем старшая дочь Аят приносит ему ужин.


– В еде особых ограничений не делаю, что приготовят, то и ем. Стараюсь, конечно, не налегать на соленое и рыбу, – говорит Мейлан.


Оразу держать не трудно, важно правильно настроиться и отбросить все сомнения. И самое главное, надо каждый день произносить ният (намерение) о том, что вы собираетесь держать пост, искренне, ради Аллаха. Ният произносится между ночным и утренним намазом.


Айни , рабочий:

– Я приехал сюда из Таджикистана, у нас в стране безработица, и поэтому многие наши граждане вынуждены работать на стройках в Казахстане и России.


– Ораза по-таджикски будет Роза. Я держу пост уже несколько лет подряд, сейчас даже и не вспомню, когда начал.


– Еду нам обычно готовит хозяйка дома, у которой мы делаем ремонт. Но сегодня мы приготовили сами.


– На ифтар у нас жареная картошка, лепешки и арбуз. Арбуз очень сочный, но не такой вкусный, как у нас на родине.


– В Таджикистане у меня большая семья – родители, жена и трое детей. Самая младшая дочь родилась месяц назад, я еще даже не видел ее. Если бы на Оразу я был дома, то мама приготовила бы мне вкусный плов и зеленый чай с пахлавой. Но здесь нам приходится есть прямо на стройке. Это испытание, которое мы должны выдержать.


– Мы долго работаем под палящим солнцем, и поэтому очень сложно держать пост: сильно потеешь и хочется пить. Но я нашел выход – в день два-три раза обливаюсь водой прямо в одежде. Это не запрещено, главное – не пить воду. А одежда быстро высыхает.


Бауыржан , продавец в магазине:

– Я несколько раз пытался держать Оразу, но не получалось. Последний раз в 2010 году я начал держать пост, но тогда я работал в столярном цехе и очень сильно уставал, так как были большие нагрузки. Однажды я упал в обморок, и мне сказали прекратить держать пост, иначе причиню вред здоровью.


– В этот раз, думаю, у меня все получится. Сначала я сомневался, но после первой недели уже привык.


Мама Бауыржана приготовила сегодня плов и купила тандырную самсу.


– Знаю, что в некоторых исламских странах в месяц Рамадан для рабочих введен специальный график – работают они полдня или вообще не трудятся. Но у нас светское государство, поэтому такое невозможно – сразу уволят.


Вячеслав (Махмуд) , газоэлектросварщик, Оразу держит уже пятый год:

– В одном из хадисов пророк Мухаммед сказал: "В этом мире есть две радости. Первая – когда человек торопится сделать ифтар, и вторая – награда за то, что он держал Оразу". Ораза во всем является благом, это милость Всевышнего, прощение грехов. И для здоровья тоже очень полезна.


– Ифтар я начинаю с воды и фиников, желательно чтобы вода была талая. После заморозки у нее особый вкус, более мягкий и свежий, она как новая. Еще желательно принимать в пищу талкан (толченное пшено), он очень хорошо усваивается организмом, и человеку легко переносить Оразу.


– Самое главное, с каким намерением человек держит Оразу. Он должен понимать, что делает это не потому, что так делал его отец или все вокруг, а чтобы снискать милость Всевышнего. Когда это осознание придет, то и держать Оразу будет легко.


Динара , журналист. Оразу держит более 10 лет:


– Многие заблуждаются, считая, что пост заключается только в том, чтобы не употреблять пищу. Мне кажется, в этом есть более глубокий смысл – это духовное очищение, подведение и переосмысление итогов года, борьба со своими слабостями и пороками. И самое главное, пост держится ради Аллаха. Если хадж или намаз человек совершает ради себя, то Оразу он держит ради Всевышнего.


Во время Рамадана, после приема пищи и ночной молитвы, совершается дополнительная молитва таравих, состоящая из 8 или 20 ракаатов.

– Для меня наступление месяца Рамадан – это праздник, который ждешь с нетерпением. Отрадно видеть множество молодых людей в мечетях, которые приходят на таравих (молитва). Особенно приятно, что сейчас практически во всех мечетях созданы условия для женщин, существуют отдельные места для совершения намаза.


Сегодня родственники пригласили Динару на ауызашар. Во время месяца Рамадан люди, даже не соблюдающие Оразу, устраивают у себя дома ауызашар и приглашают друзей и соседей.

Несмотря на то, что 70% населения являются мусульманами, большинство людей плохо разбираются в тонкостях шариата. Вместе с постящимися зовут и тех, кто не держит пост, что является ошибочным.

В Казахстане широко распространена практика давать ауызашар от имени бизнесменов, акимов и даже президента. Считается, что дающий ауызашар получает награду, равную ту, что снискал держащий Оразу. Пост имеет большое социальное значение, поскольку в это время состоятельные люди вспоминают о нуждающихся людях и помогают им. Во многих мечетях накрываются столы с бесплатным угощением.

Рамадан заканчивается трехдневным праздником Ораза-Байрам. Мусульмане вместе со своими семьями отправляются в мечеть на праздничную молитву. Все три дня в каждом доме гостей встречают щедро накрытые столы. В эти дни раздается милостыня и все мусульмане просят друг у друга прощения за прошлые обиды.

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter