Планирование проекта метеостанция в детском саду. Проект "Метеостанция в детском саду" проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Ирина Карабчукова

Каждую весну педагоги ДОУ проявляют свои таланты мастеров ландшафтного дизайна по благоустройству детских, спортивных площадок на территории дошкольных учреждений. В последнее время оформление стало тематическим. Второй год в нашем ДОУ тема обновления участков "В гостях у сказки!"

Специалисты детского сада также не остаются в стороне и активно трудятся на благо наших воспитанников. В своем блоге год назад я рассказывала об оформлении "Лесной полянки" .

Еще мы (два учителя-логопеда и педагог-психолог) курируем "работу" нашей Метеостанции .

Так как педагоги-дошкольники люди творческие, идей нам не занимать. Мы постарались привнести некоторые новшества в "работу" Метеостанции.

Вот что у нас получилось:

Общий вид площадки, где располагается Метеостанция.


"Роза ветров" и природный барометр влажности воздуха (сосновые шишки).

Обновился в этом году и водомер (измеритель уровня выпавших осадков).


Стенд "Дата и время" . С помощью наглядности дети закрепляют понятия о времени, частях суток, название летних месяцев. Все модули действующие (стрелки подвижные).Юные исследователи знакомятся с названием и представителями "Цветочных часов" , отыскивая экземпляры у себя на участке и на центральных клумбах ДОУ. Тем самым пополняя и природоведческие знания.

Продолжили мы с коллегами экспериментирование по обустройству "Солнечных часов" .

Надеемся юным работникам Метеостанции

Порой нам, взрослым, так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть, как изменяется небо перед дождем, чувствовать, как усиливается при этом ветер и как наконец-то падает первая дождинка. А теперь представьте, как радуются этим изменениям маленькие детки. Ведь, все дети по своей натуре и в силу своего еще маленького возраста, очень любопытные, они тянутся к новым познаниям. Поэтому им то эти наблюдения доставляют целый неописуемый спектр всевозможных эмоций и ярких впечатлений. Именно поэтому многие детки в детских садиках во главе со своими воспитателями строят местные метеостанции.

Метеостанция в детском саду – это комплекс различных приборов, измеряющие погодные условия и, с помощью которых возможно предсказать погоду на ближайшее время (сутки, неделю, месяц). Воспитатель с детьми снимают данные с приборов и заносят их в дневник наблюдений. Так же метеостанция используется для проведения занятий на тему экологии, знаний времен года, природных явлений.

Метеостанцию можно установить самостоятельно, а потом познакомить с ней детей, или процесс установки доверить детям, как часть практического занятия.

Так вот, чтобы изучать состояние погоды и наблюдать за ее природными явлениями, а еще уметь предсказывать ее изменения в ближайшее время не обязательно обращаться к профессиональным синоптикам. Это все можно делать самостоятельно, используя не замысловатые предметы. Поэтому многие детские сады строят свои метеостанции, обучая на живом примере детей. Ведь, они позволяют малышам не только весело проводить свое время, но и расширять кругозор, учиться быть внимательным, анализировать происходящие процессы и делать соответствующие выводы.

Метеостанция в детском саду своими руками

Построить свою метеостанцию на территории детского садика – совершенно легко и просто. Для этого вам понадобятся следующие предметы:

  • флюгер;
  • дождемер (осадкомер);
  • ветряной рукав;
  • термометр;
  • вертушки.

Пожалуй все приборы не трудно найти в магазинах, кроме дождемера. Если вам не удалось найти его, замените его маленьким мерным стаканчиком, и установите свои примерные исчисления.

Эти предметы прикрепляем к специальным ранее сделанным шестам (пластмассовым, деревянным и т.д.) и вставляем в землю. Все, свою метеостанцию мы построили, далее все остается за погодой. Она все сделает сама. Ведь только с помощью погодных изменений мы сможем делать свои наблюдения.

Итак, «измерительные приборы» у нас с вами готовы, а теперь давайте разберемся, как же они работают и как их можно использовать в обучении детей.

С помощью флюгера и его вращающейся стрелки по опорной оси вам удастся наблюдать за направлением ветра. А благодаря указателю сторон света, вы сможете узнать, в каком направлении дует ветер.

Используя в своей метеостанции специальный дождемер, имеющий определенную емкость с измерительной шкалой, детки смогут измерять количество осадков.

Ветряной рукав поможет ребятам разобраться и точно определять стороны света, благодаря дуновению ветра.

А вот научит их ориентироваться на местности и также определять, где находятся север, юг, запад и восток.

Самый важный и нужный измеритель погодных условий – термометр. Именно с помощью

этого прибора дети смогут определять температуру воздуха в окружающей среде.

А вот всевозможные вертушки станут не только полезным прибором для определения направления ветра и его силы, но и повеселят ребят. Ведь главное в этом процессе обучать детей не в строгой атмосфере, а использовать нотки юмора и веселья. Тогда и обучения будет легким, и детям будет нравиться весь процесс.

Главное все приборы разместить в определённой последовательности и придать им красивое оформление. Тогда, имея такую метеостанцию в детском саду, детки будут с большим удовольствием приходить каждый день в садик, чтобы снять показания с приборов.

В оформлении метеостанции используют стенд , на котором наглядно отражены погодные условия: дождь, снег, солнце, ветер, облачно. Дети после оценки погодных условий отмечают на стенде нужные показатели. Такой стенд можно сделать своими руками или приобрести в специализированном магазине. Стенд поможет организовать пространство — он станет основой для вашей метеостанции, а уже рядом с ним размещать термометр, дождемер и другие приборы. Интересные стенды и прочие наглядно-дидактические материалы на тему природы и погоды мы нашли в специализированном интернет-магазине «Детский сад».

Метеостанция — это отличный повод для реализации творческих вдохновений. Можно сделать интересные вертушки с детьми и разместить их на вашей станции. Подготовить для станции специальный ящик для сбора данных, хранения показателей и приборов. Сделать яркую надпись, украсить ее различными цветами летом, снежинками зимой. Высаживать у метеостанции цветы и различные растения. Метеостанция в детском саду — это как экологический уголок на территории ДОУ.

Таким образом, воспитатели смогут не только в теории рассказывать об изменениях погоды, что это предвещает и что впоследствии получается, а и закреплять полученные знания на практике. Метеостанция в ДОУ — это часть обязательного экологического воспитание, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду, сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

От редакции: Просим откликнуться воспитателей и других работников ДОУ, в чьих детских садах установлена метеостанция. Хотелось бы увидеть ваши станции. Просим присылать фото (можно с описанием) на почту редакции — [email protected] Большое спасибо за участие! Вышлем сертификат за публикацию.

Цель работы: создание элемента экологической тропы -метеоплощадки, как части предметно-пространственной среды для развития познавательно-исследовательских способностей дошкольников.

Дидактические задачи:

1.Познакомить детей с метеоплощадкой и специальными приборами: компасом, термометром, барометром, дождемером, ветряным рукавом, флюгером, солнечными часами;

  1. Обучать детей снятию показаний приборов;

3. Дать детям представление о зависимости климата в любой точке планеты от удаленности от Солнца;

4. Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;

5.Формировать представления о четырех частях света;

6. Познакомить детей с профессией гидрометеоролога.

Описание

Метеоплощадка - это специальный участок местности на территории детского сада, на котором установлено метеорологическое оборудование для элементарного прогнозирования погоды.

Метеорологическое оборудование детской метеоплощадки:

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления.

Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра.

Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

Термометр- прибор для измерения температуры воздуха.

Ветряной рукав - прибор для измерения силы ветра.

Солнечные часы - прибор для определения времени.

Основные требования к организации

метеоплощадки.

М етеоплощадка является в ажным элементом экологической тропинки . Она должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м² , желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев , которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков.Для удобства проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см. Специальное оборудование необходимо расположить компактно на двух металлических стойках, что позволит детям в доступной форме, самостоятельно или с помощью воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года.

Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно в 8 часов утра.

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления (высокое давление означает хорошую погоду, низкое - облачную и дождливую).

Детский барометр выполнен на отрезке доски размером 15 х 30 х 2 см.

При этом принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положение в различную погоду.

Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде


Дождемер - метеорологический прибор для измерения количества осадков.

Он выполнен из прозрачного пластикового ведерка, имеющего плоское дно и отрезанного от прозрачной пластиковой пятилитровой канистры «горлышка», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой» ведерка путем продевания «ручки» сквозь «горлышко». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. Местоположение прибора на стойке выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка.


Флюгер - метеорологический прибор для измерения направления ветра.

Флюгеризготовленв форме вращающегося на опорной оси «Карлсона», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.



Солнечные часы - прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и еѐ движению по циферблату.

Горизонтальные солнечные часы выполнены из фанеры. Циферблат находится на подставке строго горизонтально. Стрелка (гномон) представляет собой треугольник, один из углов - прямой (90 градусов), второй - широта местности (то есть в Москве, это будет треугольник с углами 90 и 55 градусов). Устанавливаем треугольник на местности, где у нас планируются часы, ориентируясь по компасу, на север. Деление циферблата на часы-сектора производится механически.

Заводим таймер, и каждый час отмечаем деления.


Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра. Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Термометр – прибор для измерения температуры воздуха. Приобретенный в магазине обыкновенный термометр позволит с помощью воспитателя детям определить температуру окружающего воздуха и изучить такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Месторасположение на стойке выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя.

При решении воспитателем указанных дидактических задач, целесообразно в каждой группе вести дневники наблюдений, оформленные таким образом, чтобы дети смогли самостоятельно разобраться во внесенных в них данных.

В целях улучшения качества усвоения изучаемого материала, повышения интереса детей к проведению исследований, методически правильным будет использование воспитателями игровой формы общения посредством чтения тематических стихов о временах года и природных явлениях, а также загадывания загадок о них.

С целью формирования представлений детей о взаимосвязи растительного мира и погоды рекомендуется посадить на территории метеоплощадки некоторые из «растений –предсказателей погоды»

«Растения - предсказатели» погоды:
1.Ноготки развернули венчики рано утром - ожидается ясная погода, после полудня - дождь, гроза.
2.Одуванчик сжимает свой шар - быть дождю.
3.Перед дождем фиалка сгибает стебелек, дрема и жимолость - облеплены насекомыми.
4.Вьюнок закрывает свой венчик перед дождем, а накануне солнечного дня обязательно раскрывает его даже в пасмурную погоду,
5.Клевер съёживается, а цветы мальвы сникают и свертываются - к дождю.
6.Клевер сближает листочки наклоняются - перед ненастьем.
7.Если цветок звездчатки (мокрицы) не поднимаются и не раскрываются до девяти часов утра. - Днем жди дождя.
8.Цветки заячьей капусты остаются на ночь открытыми - перед дождем, закрываются - к хорошей погоде.
9.Цветы жимолости перед дождем издают особенно сильный аромат, а перед засухой вообще теряют свой аромат.
10.Ветер поворачивает листья на деревьях верхней стороной вниз - к дождю.
11.Листья клена начинают "лить слезы" ещё за 3-4 суток. Выделяя капельки сока у основания черенков.
12.Перед дождем цветки желтой акации выделяют больше нектара и сильнее пахнут.

Светлана Киселева
Опыт работы «Метеостанция в детском саду: наблюдаем, играем»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –

детский сад комбинированного вида № 12 «Журавушка

г. Балаково Саратовской области

«, играем ».

Подготовила : Киселева Светлана Николаевна,

воспитатель

«Метеостанция в детском саду – наблюдаем , играем ».

Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики.

Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами.

Экологическая развивающая среда должна способствовать :

Познавательному развитию ребенка;

Эколого-эстетическому развитию;

Оздоровлению ребенка;

Формированию нравственных качеств;

Формированию экологически грамотного поведения;

Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой . Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка ) .

Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами , с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов . Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений , практических работ , организовать систематические наблюдения за погодой , сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада .

Педагоги ставят перед собой задачи

Заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.

Познакомить с профессией метеоролога ;

Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде) ;

Познакомить детей с приборами – помощниками : термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом, солнечными часами;

Обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

Формировать представления о четырех частях света;

Познакомить детей с назначением метеорологической станции и ее содержимым;

На территории нашего ДОУ была создана «метеоплощадка » .

Метеоплощадка выполнена компактно , что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года.

Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ , систематических наблюдений за погодой , сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес

Какое оборудование должно быть :

Оборудование детской метеостанции :

Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе»

Термометр - Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно» , «тепло» , «жарко» и т. д.

Флюгер - позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Дождемер - служит для измерения количества осадков.

Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова

Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу

Ежедневно дети групп старшего дошкольного возраста проводят наблюдения за погодой в определенной последовательности :

Определяют температуру воздуха;

Измеряют количество осадков с помощью дождемера;

С помощью флюгера дают относительную оценку скорости ветра, его направлении.

- работа продолжается не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, разучивают стихи, игры, песенки, проводят опыты .

Делают прогноз погоды на текущий день.

Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах . Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Один из путей повышения эффективности этого образования состоит в использовании разнообразных форм и методов работы .

Это в первую очередь :

Беседы «Удивительное вокруг» . «Как ы можем помочь природе?» Рекомендации по проведению таких бесед :

Беседу можно провести в тёплое время года – на прогулке в лесу или у речки, зимой – в групповой комнате.

Беседу желательно построить на конкретных примерах, основываясь на опыте детей .

При проведении беседы воспитатель должен использовать иллюстрации, которые потом раскрашивают. Это повышает их интерес к занятиям, снижает утомляемость и способствует более эффективному усвоению экологического материала.

Наблюдения в природе

Систематическое

использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности , а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Книга народных примет работа по формированию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, будет эффективной, если - отобрать приметы, доступные восприятию и пониманию детьми дошкольного возраста, Следует использовать приметы, связанные с природными явлениями, которые ребенок может сам наблюдать . Например, «Ласточки летают низко – к дождю» , «Дождь при солнце – скоро дождь прекратиться» , «Птицы хохлятся – к ненастью» ; - важно больше использовать примет, подчеркивающих красоту объектов и явлений природы и стимулирующих наблюдение , любование ими.

Опыты -эксперименты познакомить детей с тем, что некоторые вещества (лед, смола и др.) могут менять состояние в зависимости от условий (от нагрева превращаются в жидкость, а во время охлаждения - обретают твердое состояние); развивать способность выделять общие свойства предметов и зависимости между ними при перемене внешних условий.

Чтение художественной литературы В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений.

Дидактические игры экологического содержания развивают кругозор, кроме того позволяют формировать представления об окружающем мире природы : взаимосвязи живого и неживого, многообразии форм жизни, нормах и правилах поведения в природе.

«Что будет если….?» закрепить и систематизировать представления детей о взаимосвязи всех компонентов в природе. Развивать познавательные способности, умение рассуждать, делать выводы.

«Что произойдет?» - если не будет солнца, не будет тепла и света. Без тепла и света не могут расти растения, без растений не могут жить животные и т. д.

«Кому нужна вода?» способствовать развитию представлений о роле воды в природе, ее ценности для всего живого. Учить рациональному пользованию воды в повседневной жизни. Закрепить представления о факторах загрязнения воды.

«Цветочные часы» дать представления о том, что растения открывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию, так что по ним, как по часам, можно определить время; упражнять детей в арифметических действиях.

Сюжетно-ролевые игры Игра - не только развлечение, но и метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром.

Слушанье музыки Дети должны слушать красивую музыку. Она помогает увидеть красоту природы, любить и оберегать ее.

Метеорологические приборы , размещенные на участке и красиво оформленные, помимо своего прямого назначения, стали изюминкой нашего детского сада , вызвали большой интерес со стороны, как детей, так и их родителей. А у детей вызвало огромный интерес снятие показаний с приборов и составление прогнозов.

Наблюдая за погодой , дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы. Наблюдения за погодой состоят из определения состояния неба, наличия или отсутствия осадков и ветра, степени тепла и холода.

Метеостанция в нашем ДОУ - это часть экологического воспитания, она помогает детям понимать природу, анализировать и делать выводы.

Такая метеостанция в детском саду , сделанная своими руками, поможет разнообразить ежедневные прогулки детей на свежем воздухе и познакомить их с точными науками, с миром исследований и открытий.

Транскрипт

1 Районный методический кабинет управления образования администрации Нанайского муниципального района Организация метеоплощадки на территории ДОУ Сборник материалов муниципального конкурса с. Троицкое 2015

2 Печатается по решению методического совета РМК с.троицкое Авторы-составители: Громская Л.М., Кошель Т.С., Кулинич Е.Н., Минина И.В., Пильщикова Е.А., Трушина Н.С., Цаплина А.Л., Филатова Н.Г Организация метеоплощадки на территории ДОУ: материалы муниципального конкурса. с.троицкое: РМК с.28 Районный методический кабинет,

3 Содержание Введение 4 Методическая разработка «Метеоплощадка в ДОУ» Кулинич Е.Н., Минина И.В., Пильщикова Е.А., Цаплина А.Л., Филатова Н.Г.5 Информационно-исследовательский проект «Ветерок» Трушина Н.С., Кошель Т.С...13 Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ Громская Л.М..23 3

4 Введение В дошкольном воспитании в процесс освоения природы включается элемент ее познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанно-правильного поведения в природной среде. Современная напряженная экологическая обстановка требует новых подходов к проблемам экологического воспитания. Современное дошкольное образовательное учреждение ориентируется на активное приобретение детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства. Педагоги дошкольного образования ищут сегодня новые средства экологического воспитания, которые помогли бы в обучении детей основам экологии и природопользования. Одной из таких форм работы становится создание экологического пространства детского сада и проектная деятельность, которая сделала бы более привлекательной и интересной для детей изучение многих тем, в том числе наблюдения за погодой. Важной составной частью работы по экологическому воспитанию дошкольников может стать метеостанция (метеоплощадка). Метеостанция должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. Метеостанция должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ, организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада. В данном сборнике представлены методические материалы победителей муниципального конкурса «Лучшая метеоплощадка в ДОУ». Методические разработки представляют собой пояснительную записку и дизайн-проект с фотографиями. Данный опыт педагогов будет полезен при организации метеоплощадки в дошкольных образовательных организациях района. 4

5 Методическая разработка «Метеоплощадка в ДОУ» Кулинич Е.Н., Минина И.В. Пильщикова Е.А., ЦаплинаА.Л., Филатова Н.Г., воспитатели МАДОУ «Детский сад с.лидога» Актуальность Пояснительная записка Детство это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО является правильная организация развивающей предметной среды, которая обеспечивает реализацию образовательного потенциала пространства организации, как группы, так и участка. Развивающая предметнопространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами. Экологическая развивающая среда должна способствовать: - познавательному развитию ребенка; -эколого-эстетическому развитию; - оздоровлению ребенка; - формированию нравственных качеств; - формированию экологически грамотного поведения; 5

6 Коллектив ДОУ поставил перед собой задачу заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий. Взрослые должны поощрять любознательность и фантазии детей, стимулировать потребности выражать свои чувства, мысли в речи, игре, рисунке, творческих поделках. Постоянно поддерживать инициативу, помогать детям в их наблюдениях и экспериментах. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость. Мы надеемся, что проведенная педагогами ДОУ работа даст возможность приобрести свой опыт. Личный опыт постепенно станет для детей движущей силой, от которой зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Новым элементом развивающей среды в нашем ДОУ стала, созданная на территории ДОУ «метеоплощадка». Метеоплощадка выполнена компактно на специально построенной, на территории парка, площадке, что позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдения за изменением параметров погоды, а также наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов парка в зависимости от времени года. Метеоплощадка обеспечивает возможность проведения практических работ, систематических наблюдений за погодой, сезонными явлениями в окружающей среде. Дети получают возможность определять погоду с помощью специального оборудования, что вызывает у них большой интерес 6

7 Оборудование детской метеостанции: Барометр - прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Термометр используется для измерения температуры воздуха. Флюгер - прибор для определения направления и силы ветра. Дождемер - служит для измерения количества осадков. Снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова Компас - прибор для определения сторон света (ориентированию на местности) Солнечные часы - позволяют детям учиться определять время по солнцу Результаты наблюдений фиксируются детьми в групповых календарях природы и погоды. Цель: обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды Задачи: 1. обучать детей снятию показаний приборов; 2. предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой; 3.изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года; 4.изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с изменениями в окружающей среде. 5.обеспечение условий для проведения детьми исследований. Предполагаемый результат: 1. Обустройство метеостанции на участке ДОУ. 2. Оснащение площадки нужным оборудованием. 3. Проведение открытия площадки. 4. Практическое применение в воспитательно-образовательном процессе. 7

8 Рис. 1 Природный барометр Принцип работы природного барометра основан на наблюдениях за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе». 8

9 Рис.2 Термометр Данный прибор позволяет определять детям температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д. Расположен выше уровня роста детей на высоте исключающей их травмирование. (Наблюдение за показаниями рекомендуется проводить с подставки под непосредственным контролем воспитателя). 9

10 Рис.3 Флюгер «Самолёт» Рис.4 Флюгер «Рукав» Флюгеры сделаны нами в форме вращающегося на опорной оси «самолетика», и «рукава», который позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света. 10

11 Рис.5 Дождемер Дождемер выполнен из прозрачной пластиковой 5-литровой бутылки. Отрезанное «горлышко» как обыкновенная лейка устанавливается в отрезанную нижнюю часть бутылки и закрепляется неподвижно. В передней части «прибора» закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. В зимнее время используется снегомер - прибор для измерения глубины снежного покрова, выполнен в виде большой линейки на подножке. 11

12 Рис. 6 Солнечные часы Рис.7 Общий вид метеоплощадки 12

13 Информационно-исследовательский проект «Ветерок» Трушина Н.С., Кошель Т.С., воспитатели МАДОУ «Детский сад 1 с.троицкое» Актуальность Мы живем на прекрасной планете Земля и преувеличиваем свое значение, безмерно потребляя ее ресурсы и так же безмерно загрязняя окружающую среду. Все это привело к катастрофическому ухудшению экологии, а также здоровья людей. Поэтому вопросы экологического образования сегодня очень актуальны. «Не навреди!» - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников духе природосбережения одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота это то, что ждет природа от каждого человека. Именно дошкольное детство это уникальный период в жизни человека, время, когда формируется его здоровье и интенсивно проходит процесс развития личности: формирование базиса личностной культуры, нравственных и духовных ценностей, развитие интеллектуальной сферы, творческих способностей и умений. В связи с введением ФГОС ДО, возникла необходимость изменения образовательной среды, включающей систему условий социализации и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного процесса, пространства участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей их развития Целью нашего проекта является: - знакомство с неживой природой; Задачи: -учить определять направление и силу ветра, используя для этого специальные приборы: термометр, дождемер, флюгер; 13

14 - формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование; - развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; - развивать познавательную активность и любознательность; - учить детей последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы; - расширять словарный запас. - способствовать осмыслению детьми разных аспектов взаимодействия человека с природой; - познакомить с приборами-помощниками, использовать их для определения состояния погоды; - воспитывать бережное отношение ко всему живому на Земле, любви к природе; Участники нашего проекта: - педагоги, родители, дети изготовление оборудования для метеоплощадки; - музыкальный руководитель исполнение песен о временах года и о погоде. Сроки:- долгосрочный. В каждой группе нашего ДОУ, начиная с младшего возраста, проводятся наблюдения за состоянием погоды. Но частые и простые наблюдения стали сегодня детям не очень интересны. Чтобы поддержать интерес к наблюдениям и активизировать работу по экологическому воспитанию нами был разработан и реализован информационно-исследовательский проект «Ветерок». Результатом работы над проектом стала оборудованная на территории ДОУ метеоплощадка «Ветерок». Новую для нас зону мы активно стали использовать для познавательного развития детей: для наблюдений во время прогулки, проведения занятий и экскурсий. 14

15 «Метеостанцию» для наших малышей оформили из старого ненужного домика это стал «метеодомик». В нём расположены термометр, для определения температуры в тени, и гигрометр прибор для определения влажности воздуха. В нашем случае это подвешенная сосновая шишка (если воздух влажный она закрывается, если сухой раскрывается). Здесь же предусмотрен столик, за которым можно поиграть в настольные игры. Обязательно компас прибор для определения сторон света. На нашем «метеодомике» разместили термометр, для определения температуры окружающего воздуха под прямыми солнечными лучами. Таким образом, при помощи термометра, мы изучаем такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. 15

16 На другой стороне домика установили детский дождемер, который служит для измерения количества осадков. Выполнен он из прозрачной пластиковой бутылки, разрезанной пополам. Местоположение прибора выбрано таким образом, чтобы измерительная шкала, в нашем случае три полоски разного цвета, находилась на уровне глаз ребенка. 16

17 Флюгеры, ветреные рукава, выполненные родителями, оформили на длинных брусках и установили с другой стороны домика. С помощью флюгера определяем направление ветра и даем два понятия: «ветер холодный и теплый». На крыше «метеодомика» установлены три вертушки, для определения силы ветра. Все они сделаны из разного материала. Вертушка из бумаги самая легкая, реагирует на самый слабый ветер. Другая вертушка из картона, для средней силы. Третья, из пластика, крутится только при сильном ветре. Около «метеодомика» уютно расположились осьминожки, вырезанные из пластиковых бутылок. По периметру участка на заборе расположили вертушки, сделанные своими руками из цветных одноразовых стаканчиков. 17

18 18

19 19

20 На крыше песочницы подвесили музыкальную карусель ветра, принесенную детьми из дома. Работа продолжается не только на площадке, но и в группе в уголке природы. Совместно с воспитателем дети заполняют календарь природы, рисуют рисунки, разучивают стихи, игры, песенки, проводят опыты. 20

21 Список используемой литературы: 1. Л.А. Владимирская «От осени до лета» 2015 г. 2. Наш дом природа: программа факультативного курса дошкольного образования 2013 г. 3. И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова «Прогулки в детском саду» 2008 г. 4. Г.В. Лаптева «Развивающие прогулки для детей» 2010 г. 5. Н.А. Рыжова «Экологическое воспитание в детском саду» 2001 г. 6. Н.Г. Комратова «Мир, в котором я живу: Методическое пособие по ознакомлению детей с окружающим миром» 2006 г. 7. Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова «Дети, взрослые и мир вокруг» 1993 г. 21

22 Оборудование метеоплощадки на территории ДОУ Описание Громская Л.М., воспитатель МАДОУ «Детский сад с.арсеньево» Метеоплощадка в нашем детском саду включает в себя следующие основные составные части: наблюдений; -выделенный специально участок местности на территории детского сада для -детскую метеоплощадку. Краткое описание специального оборудования детской метеостанции: Барометр прибор для измерения атмосферного давления, изменение которого предвещает перемену погоды. Термометр для измерения температуры воздуха в тени. Термометр для измерения температуры воздуха на солнце. На метеоплощадке также находятся приборы: Флюгер прибор для определения направления и силы ветра. Осадкомер служит для измерения количества осадков. Солнечные часы позволяют детям учиться определять время по солнцу в любое время года. осадкомер. Песочные часы позволяют засекать время при котором наполняется Назначение Метеоплощадка, с размещенным на ней специальным оборудованием, предназначена для обучения детей элементарному прогнозированию состояния погоды. Метеоплощадка оборудована на открытом участке местности, внутри огражденной территории детского сада и обеспечивает свободный подход детей к находящемуся на ней специальному оборудованию. В непосредственной близости от участка нет сооружений и других построек, а также деревьев, которые могли бы препятствовать свободному перемещению воздушных масс и выпадению осадков. 22

23 Детская метеостанция выполнена компактно и позволяет детям в доступной форме, самостоятельно или при помощи воспитателя вести наблюдение за изменением параметров погоды и расположена таким образом, чтобы дети могли наблюдать и оценивать изменения внешнего вида окружающих площадку объектов экологической тропинки в зависимости от времени года. Дидактические задачи: 1. Обучение детей снимать показания с приборов. 2. Предоставление детям возможности проведения сравнения приборов между собой. 3.Изучение детьми зависимости показаний приборов от времени года. 4. Изучение детьми взаимосвязи показаний приборов с собственными телесными ощущениями. 5. Обеспечение условий для проведения детьми исследований 23

24 На представленных ниже фотографиях изображена детская метеостанция, которая была разработана и оборудована в соответствии с указанными выше требованиями и выполнена из доступных материалов. При этом элементы расположены компактно на отдельном деревянном шесте, щитках и не занимают много места. Для обеспечения возможности установки и демонтажа шеста на метеоплощадке заранее, неподвижно в земле, закреплена металлическая труба подходящего диаметра, с просверленными в ней отверстиями, позволяющими размещать шест на разной от уровня земли высоте посредством сквозного механического (болт с гайкой) крепления. В верхней части, по известному эскизу, представленному широко в различных изданиях, изготовлен и смонтирован флюгер в форме вращающегося на опорной оси «Самолетика», который показывает направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света. 24

25 На природном барометре размещена сосновая ветка, которая позволяет детям с помощью воспитателя определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т.д. Данный принцип работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сосновой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклоняться при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено её положение в различную погоду. Для обеспечения наглядности и доступности понимания показаний прибора для детей шкала выполнена в виде аппликации из непромакаемого материала, которая отражает три вида погодных условий: - «тучка с дождинками» - к снижению атмосферного давления и дождю; - «тучка, закрывающая солнышко» - к повышению атмосферного давления и переменной облачности; -«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде. 25

26 В самом низу конструкции, на специальном кронштейне, прикрепленном неподвижно к щитку, установлен при помощи эластичного крепления детский осадкомер. Он выполнен из прозрачной пластиковой пятилитровой бутылки, имеет плоское дно и «горлышко», которое как обыкновенная лейка установлено в ведро и неподвижно закреплено пластмассовой «ручкой». В передней части прибора закреплен отрезок линейки с нанесенной миллиметровой шкалой таким образом, чтобы начало шкалы совпадало с сечением дна ведерка. 26

27 Местоположение прибора на шесте выбрано таким образом, чтобы дно ведерка находилось на уровне глаз ребенка. Песочные часы позволяют засекать время за которое наполняется дождемер 27

28 Термометр, осадкомер, флюгер, анометр Ветряной рукав указатель ветра 28


МЕТЕОСТАНЦИЯ МБДОУ Воротынский детский сад 6 «Золотой ключик» 1 1. Актуальность Любознательность современных малышей заставляет педагогов постоянно расширять сферу детской деятельности, создавать условия

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 45 комбинированного вида «Ручеек» Подготовили педагоги Мартесюк Т.С., Журавлева Г.А. Коломенский г.о. 2018 Мы хотим воспитать поколение

Микроцентр «Метеостанция» по познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Составила: воспитатель средней группы МБДОУ «Детский сад 7 комбинированного вида» - Родионова А.И.

Наша метеостанция Краткое описание специального оборудования метеостанции: Термометр - для изменения температуры воздуха. Гигрометр прибор для определения влажности воздуха. Флюгер - прибор для определения

Инфраструктурное решение проектного объекта на территории МБДОУ 269 «Метеорологическая станция» Цель проекта: Создание развивающей предметно-пространственной среды на территории детского сада для познавательного

Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста Воспитатели: Грабовская Е.В., Клинова А.Н. Познавательные действия это активность

Российская федерация Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 8 «Теремок» Муниципального образования Староминский район ПРОЕКТ «МЕТЕОПЛОЩАДКА» Воспитатель:

Проект «Юный метеоролог» Пояснительная записка. Экологическое образование дошкольников как начальное и наиболее значимое звено в системе непрерывного экологического просвещения населения России, является

Ханты-Мансийский автономный округ Югра (Тюменская область) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Нягань «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

МБДОУ «Детский сад 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» Педагогическое сообщество:«познавательноисследовательская деятельность как

Структура Название проекта Руководитель проекта Участники проекта Метеостанция Паспорт проекта. содержание Старший воспитатель Михалева Г.Н. Воспитатели, родители воспитанников Цель проекта Обучение детей

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 24» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО ИГРОВОЙ ПРОЕКТ «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» ГРУППЫ 2 МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ Выполнили: Воспитатели 1 младшей группы Андреева Ю.А. Батюнина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 5 «Ивушка» с. Александровского Александровского района Ставропольского края Проект «Юный метеоролог» 2017г. Проект «Юный метеоролог» Тема

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Долинск Сахалинской области Проектная деятельность в младшей группе «Крепыши» по Теме: «Деревья Сахалина» Выполнил

ГБОУ ШКОЛА 2000 Дошкольное отделение, здание 4 ПРОЕКТ: «Необыкновенные секреты обыкновенной бумаги» воспитатель Оганесян Анна Варанцовна воспитатель Шулятьева Людмила Ивановна старший воспитатель Завязкина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 36» ПРОЕКТ «Проектно-исследовательская деятельность в экологии» для детей старшего дошкольного возраста Разработала:

Педагогический проект на тему: «Здравствуй осень золотая». во второй младшей группе. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Возраст детей: 2-ая младшая группа. Продолжительность проекта: 1 месяц

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «Колокольчик» ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

Азбука экологии для дошкольников Работу выполнила: Никанорова Е.В., воспитатель, высшая категория Экологическое воспитание Систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников

МДОУ Деткий сад 40 Экологический проект «Стань природе другом». Подготовила: музыкальный руководитель - Бобкова Светлана Владимировна Воспитатели МДОУ Саратов 2017 Описание проекта: Данный проект направлен

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Д/С «ТЕРЕМОК» Тематический проект «Родной край осенью» РАЗРАБОТЧИКИ: ВОСПИТАТЕЛИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ КОРНЕВА О.Л., ПОПОВА О.Н. Актуальность темы

Опыт работы воспитателя МБДОУ 40 (дошкольное отделение) Пермяковой Евгении Леонидовны «Природу надо беречь!» Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МБДОУ ЦРР д/с 12 «Орлёнок» г.лобня В.С.Тихомирова Приказ от «Добро пожаловать в страну «Экология» ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ СРЕДНЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 8 «Солнышко» ПРОЕКТ «Экскурсия по родному городу» Авторы: Осипова О.С., воспитатель первой квалификационной

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 96 «Ботанический» Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методические рекомендации по РППС ДОУ по экологическому воспитанию

Проект в младшей группе «Морские обитатели» Подготовила воспитатель Щербакова Е.А. Проблема. Подводный мир морей и океанов очень красочен и разнообразен. Но важнейшей экологической проблемой является загрязнение

ПРОЕКТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (Подготовительная группа) «НАШ ДОМ ПРИРОДА» РАЗРАБОТАЛА: Егорова Н.Ю. г. Сургут 2012г АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Проблема взаимосвязи

Проектная деятельность в младшей группе «Снеговичок» Актуальность проекта: Вопрос экологического воспитания и образования детей становится актуальным в настоящее время. Экологическая грамотность, бережное

Министерство культуры Красноярского края Красноярская краевая детская библиотека Отдел организации, хранения и использования фондов Ступеньки в мир экологии Аннотированный список литературы для работников

МКДОУ д/с 5 «Ласточка» Проект «Растения детского сада» (2-ая младшая группа) Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Черноусова В.Н. Г.Лермонтов 2014 Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно-информационный

Проектная деятельность в первой младшей группе Наш друг - Снеговик Воспитатель: Юзеева Н. Н. Тип проекта: познавательно-исследовательский. Включает в себя творческую, познавательную и опытно-экспериментальную

Экологический проект «Свойства воды» для детей 4-5 лет Тип проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: кратко - срочный (две недели). Предмет исследования: свойства воды. По количеству

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 87 «Улыбка» Экологический проект «Деревья наши верные друзья» в подготовительной логопедической группе 6 «Умники и умницы» Воспитатели:

ДОУ 96 Консультация для воспитателей «Оздоровление детей в летний период» Методический кабинет Липецк - 2017 Прекрасная пора лето! Оно дает возможность наполнить детей яркими впечатлениями, открытиями,

«Использование педагогических технологий в образовательном процессе в условиях реализации ФГОС ДО» Формы воспитания дошкольников с использованием инновационных технологий Инновационные подходы воспитательной

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского муниципального района». РАССМОТРЕНО на Методическом совете 20 г. Протокол

Проект «Вода - волшебница» Актуальность. В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 «Теремок» г. Велижа ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «МОЙ ДРУГ СНЕГОВИК» Воспитатель Шурова В.А. 2017 Проектная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида 32 «Жар-птица» Выступление на региональном научно-практическом семинаре "Совершенствование

Проект в подготовительной к школе группе «Солнечные зайчики» «И вправду осень так прекрасна» Подготовила: воспитатель Пяткина Л.В. МБДОУ детский сад 7 п. Уршельский октябрь 2017 г. Вид проекта: Групповой,