Ребенок кричит во время одевания. Подготовка к прогулке (одевание)

Частенько родители, одевая своего ребенка для прогулки или переодевая на улице (например, если похолодало или стало жарко), сталкиваются с его плачем, соплями, криками, другими словами малыш начинает капризничать. Следовательно, проблемы с одеванием, а также переодеванием ребенка становятся известны не только его родителям, а и окружающим.

У меня с моей 2-х летней Алиночкой периодически бывало, что она отчаянно не хотела одеваться на прогулку, разбрасывала по квартире заранее подготовленные и собранные в одном месте вещи, а когда я ловила ее, усаживала одеваться, она всячески вырывалась, плакала, кричала, убегала и т.д. Иногда наши сборы становились настоящей нервотрепкой. Особенно не смешно было, когда нужно было срочно одеться и куда-то отправиться, а мне приходилось ее ловить, усаживать и под ее истерики одевать...

Да, с такой проблемой сталкивалась и я, поэтому мне хорошо известны Ваши родительские чувства, когда ребенок играет, не слушается, а Вы в это время с серьезным лицом стараетесь на него как-то воздействовать.

Думаю, из выше описанного Вы поняли суть проблемы, о решении которой пойдет речь далее на Доме Знаний. Я расскажу, как с этим всем спокойно справляться и как приучить ребенка не капризничать во время одевания, переодевания и на прогулке.

Как же одевать ребенка без капризов?

Просто поиграйте с ним в игру , например в догонялки или в прятки, но обязательно с условием: если Вы поймаете или найдете его, то ребенок должен надеть часть или даже всю одежду. Если частями, то сначала, например, колготки, при следующем проигрыше кофточку и так далее.

Таким образом, не заметно от ребенка, Вы подчините его себе. Именно Вы будете управлять ситуацией, и малыш это почувствует. В процессе игры ему будет легче подчиняться Вам, чем во время уговоров и насильственного одевания.

1. Капризы у деток, которым еще не исполнился 1 год, часто происходят из-за возникновения нежелания одеваться и протестного настроения к этому процессу.

Капризничают дети, так как бояться даже кратковременного исчезновения мамы, что происходит при одевании кофточки через голову. Начиная с 6 месяцев, этот страх становится довольно сильным. Также дети капризничают, когда на них и их нежную кожу действуют раздражители, такие как стесняющая движения одежда, ее синтетическая ткань, неприятная расцветка, грубый шов и т.д.

2. Капризы во время одевания и прогулки 2-3 летних и старших деток возникают по таким причинам:

- Ребенок еще не научился самостоятельно одеваться и поэтому раздражается и волнуется из-за противной не пролезающей ч/з голову кофточки, непослушных колготок и т.д. А если еще и мама торопится и постоянно подгоняет его "Шевелись быстрее!", то ребенок опускает руки и начинает бояться бешенного для него темпа. Он волнуется, боится ошибиться и что-то неправильно надеть или застегнуть, поэтому и предпочитает, чтобы мама сама его одевала.

- Ребенок не знает, с чего начать и что за чем одевать. Одеть колготки? Или может майку? Или лучше сначала снять домашнюю одежду и т.п. Он в прямом смысле слова "теряется" в последовательности, поэтому и волнуется и капризничает.

В моей практике был случай, когда мама привела свою дочку в садик и сказала воспитательнице, что она самостоятельно еще одеваться не умеет, поэтому ей требуется помощь. Вечером она пришла забирать дочку и была приятно удивлена, что та уже была одета и готова идти домой. Тогда мама поблагодарила воспитательницу, что так вовремя одела девочку, на что воспитательница ответила, что она ее не одевала. На самом деле она просто повесила на шкафчике девочки схему, что за чем одевать, и та оделась самостоятельно.

Некоторые детки иногда предпочитают, чтобы мамы за них все делали. И, естественно, закатывают истерику, если вдруг мама решила что все, пора учиться одеваться самостоятельно. Также это случается, если мамы рядом нет, а у папы нет желания потакать ребенку, одевая его. Отец обычно просто говорит, что через 10 минут ребенку нужно быть одетым, после чего ребенок опять же начинает волноваться, теряется в одежде и нередко начинает капризничать.

- Желание прогулки у ребенка может пропадать, если для него очень неприятен сам процесс одевания. Чтобы не одеваться, он готов остаться дома.

- Ребенок может просто проверять терпение родителей, так сказать, границы дозволенного. Во время одевания это сопровождается обычным баловством, мелкими пакостями, убеганием и пр.

Читайте также: Темперамент ребенка и капризы.

- Ребенок пытается отстоять свое мнение, свои права и самостоятельность. Часто истерики при одевании происходят в так называемый "кризис трехлеток". При этом дети сами не знают, чего хотят. Они, например, могут настаивать не надевать куртку, даже если на улице уже холодно, или выйти в грязной одежде только потому, что она больше нравится. Это обычное упрямство. В это время Вам как родителям нельзя сломать стремление ребенка к самостоятельности. Научитесь постепенно давать малышу право выбора. Например, если он не хочет надевать куртку, то предупредите его, что он может замерзнуть. И когда он выйдет, почувствует холод, то поймет, что Вы были правы, вернется и сам попросит куртку.

Например, если бабушка остается с внуком, а мама работает допоздна. С бабушкой малыш будет вести себя нормально и одевается без понуканий - золотой ребенок! Но как только у мамы наступает выходной и она целый день проводит с ребенком, то он может вести себя как "нехочуха", капризничая и закатывая истерики. И происходит это во всем: и в одевании, и в кормлении , и в купании, и в укладывании спать и в других мелочах. Таким способом ребенок пытается компенсировать недостаток внимания.

Перечисленные мной причины, по которым дети закатывают истерики, понять достаточно просто. Все, что необходимо, это повнимательнее приглядеться к ребенку.

Читайте также: Как завоевать доверие ребёнка?

Как только причина истерики ребенка определена, то и справиться с ней легче. Именно поэтому выше я подробно остановилась на том, что заставляет малыша капризничать.

А теперь более подробно рассмотрим Ваши действия, если ребенок уже показывает свой характер. Делайте по ситуации:

  1. Начните играть с ребенком и переведите игру в веселое переодевание или одевание.
  2. Чтобы ребенок запомнил что за чем одевать, в виде игры вместе с ним потренируйтесь одевать куклу, зайчика, мишку. Пусть он постепенно запоминает правильность и последовательность одевания.
  3. Поиграйте в игру "Путаница". Скажите ребенку: "Вот мишутка запутался и оделся неправильно. Помоги ему, ты же все знаешь и умеешь". Ребенок с азартом будет помогать переодевать игрушку и вместе с этим сам научится процессу одевания.
  4. Приобретайте новую одежду вместе с ребенком. Пусть он помогает выбрать то, что ему нравится на ощупь и цвет. Дома, перед тем как одеваться, попросите малыша выбрать одежду, которую он хочет, и будет носить. Из ящика достаньте несколько вариантов (2-3) и разложите перед ним для выбора. Так и кол-ва одежды будет меньше, и что очень важно - выбирать ее ребенок будет самостоятельно.
  5. Как только ребенок усвоит навыки одевания/раздевания, предложите ему поиграть в игру "Кто оденется первый" и стимулируйте его к выигрышу. Незаметно подыгрывайте ему.
  6. Обучите ребенка, и пусть он одевается самостоятельно, даже если он это делает медленно, и Вы опаздываете в садик. Не страшно. А еще лучше - запланируйте время на этот процесс.
  7. За успехи всегда хвалите малыша!

Анастасия Ванькова
«Традиции одевания в детском саду». Консультация для воспитателей

Правила для детей во время одевания на прогулку .

1. Одеваться на прогулку нужно с разрешения воспитателя .

2. Во время одевания надо быть внимательными.

3. Самостоятельно одеваться в следующей последовательности

Колготки;

Брюки или рейтузы»

Свитер или кофта

Пальто или куртка

Рукавицы.

4. Одеваться надо спокойно , не разбрасывать одежду, доставать из шкафчика по мере надобности.

5. Во время одевания не толкать друг друга, не дергать за дверцу шкафчика.

6. Не забираться, не закрываться в шкафчике.

7. В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.

8. Выходить на прогулку нужно только с воспитателем .

9. При ходьбе по лестнице держаться за перила.

10. При открывании или закрывании двери будь осторожен! Не подставляй пальцы, не хлопай дверью, не держи дверь.

Перед тем, как дети пойдут одеваться , необходимо :

Дать установку на предстоящую деятельность;

Предложить детям убрать на место игрушки, проверить с детьми порядок в группе;

Напомнить и уточнить с детьми правила поведения в раздевальной комнате.

Для самостоятельного одевания детей необходимо создать удобную обстановку : каждый ребенок должен сидеть около своего шкафчика, следует следить за тем, чтобы дети не разбрасывали свою одежду, а брали ее постепенно, по мере последовательности одевания , и не забывали убрать сменную обувь в шкаф. В процессе одевания в младших группах поддерживать с детьми разговор с целью уточнения и закрепления названий одежды, ее назначения, название отдельных деталей одежды, закреплять и активизировать словарь детей (рукав левый, правый, пуговицы, левый-правый ботинок и т. д., в старшем возрасте можно играть в разные словесные игры, отгадывание загадок.

Традиции :

Традиция "Взаимопомощь". Очень важно создать в раздевальной такую обстановку взаимопомощи и взаимоуважения, когда дети сами предлагают помощь товарищу, сами обращаются за помощью.

Традиция "Приветствие". (хлопанье в ладоши,обувью, по плечикам и т. д.) - это развитие потребности в двигательной деятельности и поддержка хорошего настроение, снятие напряжения после НОД, самостоятельной деятельности.

Традиция "Собирайся на прогулку". Группа приводится в порядок перед выходом на прогулку. Ребятам дается подробная установка на предстоящую деятельность : за чем будем наблюдать, в какую игру играть, какие игрушки возьмем с собой.

Традиция "Переезды". В раздевалку из группы с помощью речевых игр перемещаемся на "самолете", "поезде", "машине", или идем как мышки, пчелки снежинки и т. д.

Традиция "Кто первый". Конкурсы и игры занимают значительное место в работе с детьми. Перед прогулкой воспитатель договаривается с детьми о том, что кто первый оденется тот будет первым играть в новую игру, или будет ведущим в подвижной игре, понесет игру на улицу (куклу, машинку,откроет коробку с сюрпризом и т. д. Соревновательность помогает ребенку сравнивать себя с другими, что помогает развитию образа Я ребенка.

Традиция "Обратись к помощнику". Использование алгоритма одевания на прогулку способствует формированию самостоятельности у детей, развитию мышления и зрительного восприятия , уточняет представления детей об одежде, назначении вещей, учит запоминать последовательность одевания на прогулку .

Традиция "Порядок в шкафу - залог быстрого одевания " В группе завести правило "Каждой вещи свое место"

Эльвира Григорьева
«Собираемся на прогулку». Рекомендации для воспитателей

Пора на прогулку ! Спеши одеваться!

Но начал Бобренок так долго копаться!

Уже все оделись, ушли погулять,

А после успели вернуться опять,

А он все сидит в раздевалке :- А я?

Вы что, без меня погуляли, друзья?

Чтоб не отстать от веселых друзей,

Учись одеваться, Мой друг, побыстрей!

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют , много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному воспитанию . Во время пребывания на участке или на улице дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем : о труде взрослых, о транспорте, о правилах уличного движения и т. д. Из наблюдений они узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость. Наблюдения вызывают у них интерес, ряд вопросов, на которые они стремятся найти ответ. Все это развивает наблюдательность, расширяет представления об окружающем, будит мысль и воображение детей.

Не менее важным моментом является одевание детей на прогулку .

Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия.

Перед одеванием воспитатель напоминает детям правила поведения в раздевальной комнате. В данном режимном моменте воспитатель формирует у детей навыки одевания и культуры поведения при одевании, решает широкий круг образовательных задач : название одежды и ее назначение, название деталей одежды и активизация словаря на тему "Одежда". Воспитатель обращает внимание детей на последовательность одевания, а перед выходом на прогулку на внешний вид детей. Если в процессе одевания у кого-либо проявляются очевидные ошибки, воспитатель устраняет их вместе с другими детьми группы, вызывая при этом у детей желание помочь друг другу и пресекая насмешки со стороны сверстников. Перед каждой прогулкой воспитатель напоминает детям памятку «Одевайся правильно на прогулку » .

Одевайся правильно на прогулку

1. Одеваться на прогулку нужно с разрешения воспитателя .

2. Во время одевания надо быть внимательными.

3. Самостоятельно одеваться в следующей последовательности

Колготки;

Брюки или рейтузы»

Свитер или кофта;

Пальто или куртка;

Рукавицы.

4. Одеваться надо спокойно, не разбрасывать одежду, доставать из шкафчика по мере надобности.

5. Во время одевания не толкать друг друга, не дергать за дверцу шкафчика.

6. Не забираться, не закрываться в шкафчике.

7. В карманах одежды не должно быть никаких посторонних предметов.

8. В случае даже не значительного ранения, ссадины, ушиба, немедленно обратиться к воспитателю .

9. Выходить на прогулку нужно только с воспитателем .

10. При открывании или закрывании двери будь осторожен! Не подставляй пальцы, не хлопай дверью, не держи дверь.

Подборка потешек и стихов для одевания на прогулку :

Если хочешь прогуляться ,

Надо быстро одеваться.

Дверку шкафа открывайте,

По порядку одевайте.

Сначала колготки мы с вами наденем,

Каждую ножку в свой домик поселим,

Вот и до рубашечки добрались мы с тобой,

Здесь у каждой ручки домик тоже свой.

А теперь штанишки смело одевайте,

В них свою рубашечку смело заправляйте.

На ножки – носочки.

Посмотрите, на улице стало холодать,

Пришло время кофточку деткам одевать.

Чтобы ушки не болели,

Быстро шапочку одели.

А потом и куртки

Для длительной прогулки .

Нам осталось напоследок

Шарф под шею повязать.

Ручки спрятать в рукавички,

А потом в сапожки -

Наши ножки.

Вот и все, пойдем гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять .

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Маша варежку надела :

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла :

Поглядите, я нашла!

Ищешь, ищешь – и найдешь.

Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Стихи для одевания

Застегнем застежки

На твоей одежке :

Пуговки и кнопочки,

Разные заклепочки.

На мою малышку

Оденем мы штанишки :

Повторяй за мной слова :

Ножка - раз, ножка - два!

А теперь на ножки -

Носочки и сапожки!

А шапка? Куда моя шапка пропала?

Неужто и шапка сегодня сбежала?

Заяц, замёрзший вчера не на шутку,

Взял твою шапку и сшил себе шубку.

Пуговицы вредные

На пальто у Верочки!

Мучаются бедные

Пальчики у девочки!

Не ботинки я шнурую,

А шнурки я дрессирую,

Чтоб из рук не вырывались,

Надо мной не измывались

Девчонке-шалунишке

Наденем мы штанишки -

Не хочется девчонке

Юбчонку надевать.

Еще оденем кепку,

Шнурки завяжем крепко

И выпустим девчонку

Во двор мы погулять.

На майку с трусами одеть мы должны

Колготки, рубашку, рейтузы-штаны,

Носочки на ножки и кофту на верх.

Кто первый оделся? Ну, кто быстрей всех?

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

Мы снимаем тапки, надеваем шапки,

Шарфики, штанишки, сапоги, пальтишки,

Надеваем куртки - готовы для прогулки

Надеваем мы рубашку

И пойдем встречать Наташку!

Сколько пуговок у нас?

Посчитаем сей же час.

Есть кармашек у рубашки.

Посмотри, скорей, Наташка!

В нем лежит цветной платочек,

А на нем блестит цветочек.

Посмотри, Наташка!

Хороша рубашка!

Давай помоем руки!

Затем наденем брюки,

Просунем обе ножки

И побежим к Серёжке!

Жил на свете мальчик Боря.

Не любил он одеваться,

Он все время с мамой спорил,

Начинал сопротивляться :

Не надену эту майку

И колготки, и штаны!

Пусть рубашку носит зайка!

Мне носочки не нужны!

Свитер не люблю – колючий!

Шапку одевать не буду!

Вот какой он был вреднючий.

Не мальчишка – чудо-юдо!

Надоело маме спорить,

Хулигана убеждать.

И сказала мама Боре :

Не пойду с тобой гулять!

Кто оделся – пусть гуляет

И в песочнице шалит,

А Бориска поскучает,

Без колготок посидит!

Там же все мои друзья!-

Вдруг опомнился мальчишка, -

Вышли все, а как же я?

Где носочки, где штанишки!

Посмотрите : что за чудо?

Начал Боря одеваться

И сказал он нам : - Не буду

Больше с мамой пререкаться!

Он помог одеться маме, И пошел гулять с друзьями.

Куртка нас всегда согреет.

В ней выходим мы гулять.

Пусть повсюду ветер веет -

Будем весело играть!

Я тебя возьму в охапку.

Ну, теперь наденем шапку!

Спрячем в нее ушки,

Не видать макушки.

Вот стоят твои ботинки.

Будем бегать по тропинке.

Раз - шнурочек, два - шнурочек!

Обувайся, мой сыночек!

Рукавички

Руки спрячем в рукавички -

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

Брюки - мальчикам нужны,

С ними мальчики дружны,

И зимой, и осенью

Ежедневно носят их.

Для Антошки и Аркашки

Сшили новые рубашки,

Оба рады от души -

Так рубашки хороши.

Мама, бабушка, смотрите :

Подарил мне папа свитер,

Чтоб носить его всегда

И не мерзнуть в холода.

Посмотрите на ботинки :

Настоящие картинки,

И шнурочки, хоть куда,

И начищены всегда.

Мамы, папы и ребятки

Носят осенью перчатки, (замените слова «осенью» на «и зимой» )

Чтобы пальчики не стыли,

Ручки тепленькими были.

Куртка - теплая одежда.

В куртках Таня и Олежек

В октябре и ноябре, (можно заменить на «в декабре и январе»

Когда сыро на дворе. «не замерзнешь во дворе» )

Шапка с шарфиком сейчас

Нам подходят в самый раз,

Чтоб случайно не простыть

И здоровенькими быть.

Шуба курточки теплей,

И зимой уютно в ней,

В воротник упрятать нос

Может даже дед Мороз.

Безрукавка - мой жилетик,

Безрукавки любят дети :

В них и вечером, и утром

Всем приятно и уютно.

А вот это - варежки

Для тебя и Ванюшки.

Носят варежки зимой,

Когда ветер ледяной.

Многие молодые родители часто сталкиваются с такой проблемой, как процесс одевания или переодевания малыша. На первый взгляд ничего сложного в этом нет, но, когда приходится переходить к делу, возникает немало трудностей. Часто маленькие дети в это время начинают капризничать и плакать. Разрешить эту незадачу можно, если подойти к процессу одевания крохи с фантазией и чем-нибудь занять его в это время.

Все должно быть наготове!

Для того, чтобы максимально быстро переодеть ребенка, нужно держать все необходимое под рукой. Соска и бутылочка, салфетки и памперсы, одежда и пеленки, и присыпка — все это нужно положить рядом с собой. Тогда вам не придется оставлять кроху одного, пока вы бегаете по квартире в поисках всего необходимого.

Развлекайте малыша песнями и сказками

Переодеваться будет интереснее и веселее, если при этом не молчать. Вы можете сопровождать этот процесс веселыми разговорами, потешками и песнями. Можно просто озвучивать каждое действие. Так вы не только займёте своего кроху, но и пополните его словарный запас.

На помощь придут игрушки!

С помощью игрушек можно хотя бы на пару минут отвлечь ребенка. Положите рядом с ним несколько игрушек. Он сам выберет из них ту, что более интересна для него. Однако этот способ вряд ли займет внимание малыша надолго. Так что, у вас есть лишь несколько минут на то, чтобы одеть его без плача и истерик.

Будьте спокойнее!

Не стоит нервничать, если ваш непоседа не хочет спокойно посидеть, пока вы его одеваете. Попробуйте занять его рассказом о том, что же вас ждет на прогулке. Расскажите, как вы будете гулять по парку, кататься на каруселях, качаться на качелях. Ведь все это ждет малыша после того, как вы оденетесь на прогулку.

Переключите внимание

Переключение внимания – это один из самых действенных приемов для отвлечения малыша во время одевания. Дайте ему в ручку погремушку или яркую игрушку. Вы можете устроить небольшой спектакль, в котором будут задействованы мягкие игрушки. Как вариант, можно отвлечь малыша «музыкальными инструментами», которые есть под рукой. За время представления вы сможете быстро и без слез одеть свое чадо.

Одевайтесь, играя!

Пусть неинтересный процесс одевания превратится в веселую игру. Пока одеваете кофточку и ребенок не может увидеть вас, можно поиграть в прятки. Если подходить к процессу с игрой, ваш малыш очень скоро полюбит одеваться.

Папа одевает близнецов

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно
  • Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно
  • Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить
  • Советы по обучению ребенка одеванию

Освоение навыков самообслуживания - важный этап развития ребенка. Важно не только то, что каждое новое умение открывает перед ним новые перспективы, но и то, что каждый освоенный навык существенно облегчает жизнь родителя. Вы можете спокойно отвести кроху в детский сад, не беспокоясь, что воспитатели вовремя не переоденут его, или, к примеру, легко собраться на прогулку с двумя малышами - одеть младенца, пока дошколенок собирается на улицу самостоятельно.

Словом, если ваш ребенок одевается сам - это меняет все!

Действительно ли ребенок должен одеваться самостоятельно

Как ни парадоксально, но зачастую препятствием в освоении новых навыков становятся сами родители. Возможно, вам кажется, что есть причины, по которым вы выполняете за ребенка работу, с которой он справился бы сам. Но ущерб, который при этом наносится ребенку, несопоставим с той скромной экономией времени и нервов, на которую вы рассчитываете.

    Во-первых, ребенок, инициативу у которого постоянно перехватывает родитель, быстро теряет уверенность в своих силах и пасует перед любой новой задачей, что не позволяет ему развиваться согласно возрасту.

    Во-вторых, малыш может счесть вообще любые усилия неуместными и обращаться к родителям за помощью даже в тех случаях, когда он точно в состоянии действовать самостоятельно.

    В-третьих, ребенок, который не в состоянии одеться сам, не вырабатывает вовремя привычки следить за своим внешним видом и быстро ликвидировать возможные проблемы. В школе такие дети, конечно, уже могут справиться и с пуговицами, и со шнурками, но выглядят все равно неопрятно, неряшливо.

    Наконец, если ежедневная процедура одевания в садик или на прогулку всегда требует вашего непосредственного участия, рано или поздно это начнет вас раздражать. Ведь логично ожидать от ребенка помощи (это значительно ускорило бы процесс), но даже если вы опаздываете, все равно придется проделывать все действия в одиночку.

Когда нужно учить детей одеваться самостоятельно

Во всех программах дошкольного образования (которые составляются с учетом ФГОС дошкольного образования, то есть, по сути, - едины для всей страны) учтены и бытовые навыки, которыми дети должны овладеть до школы. Сроки в различных программах различаются незначительно - вы легко можете оценить, насколько ваш ребенок отстает или опережает сверстников.

2 года

Малыш одевается и раздевается с помощью взрослых: родитель или воспитатель расстегивает и застегивает одежду и обувь, но натягивает и снимает ее ребенок сам, причем с учетом правильной последовательности (сперва трусики, потом колготки или штаны; сперва маечка, потом свитер).

3 года

Ребенок сам справляется с простыми застежками (крупными липучками, пуговицами, молниями). Он аккуратно складывает одежду на стульчик, а также поправляет одежду в течение дня (например, может заправить выбившуюся рубашку в брюки без напоминания воспитателя).

4 года

Ребенок раздевается и одевается полностью самостоятельно, помощь взрослых требуется только для завязывания шнурков и застежек на одежде, находящихся сзади или сбоку.

5 лет

В этом возрасте ребенок должен прочно завязывать шнурки, а также учится ухаживать за своей одеждой: развешивать на плечики и складывать в шкаф, поддерживать порядок в одежде. От взрослого требуется только небольшая словесная инструкция.

6 лет

Ребенок не только полностью самостоятельно одевается и раздевается, но полностью самостоятельно поддерживает порядок в своем шкафу; может отделить чистые и грязные вещи, а также нуждающиеся в ремонте, пользуется одежной щеткой, пришивает пуговицы с небольшой помощью родителей.

Почему мой ребенок в отстающих, и как это исправить

Если вашему ребенку уже скоро в школу, а он до сих пор не одевается, то виноваты в этом, скорее всего… вы сами! Вот типичные ситуации, которые складываются в семьях несамостоятельных детей.

"Мы опаздываем"

В некоторых семьях складывается ситуация, когда у родителей просто не хватает времени дождаться, пока ребенок сам оденется. «Быстрее, быстрее, опоздаем в садик!» - под таким девизом проходит каждое утро.

Уважаемые родители, пока вы не будете сами просыпаться (и ложиться спать!) по расписанию, соблюдать режим дня, действовать по расписанию, вы не прекратите опаздывать везде и всюду. Спешки по утрам можно избежать только одним способом - встать пораньше и подготовить все необходимое с вечера!

"Я сделаю лучше"

Некоторых родителей раздражает, что ребенок одевается не так аккуратно, как им хотелось бы. И рубашка заправлена неровно, и ботинки зашнурованы криво, и вообще, хочется, чтобы малыш

Исправить положение можно только регулярными упражнениями. Купите или смастерите для малыша игрушку-шнуровку, терпеливо и аккуратно поправляйте его, если пуговицы застегнуты в неверном порядке, объясняйте, как надеть ту или иную вещь без затруднений.

"Так намного спокойнее"

Наконец, есть мамы и папы, которых раздражает, что малыш капризничает и упрямится во время самостоятельного одевания. Проще быстро все сделать самим - даже если ребенок по-прежнему настроен поскандалить, этот этап хотя бы можно проскочить быстрее.

Дети капризничают во время одевания в двух случаях. Во-первых, если их непрерывно торопят и подгоняют (и тогда вам нужно взять на вооружение советы для опаздывающих родителей), а, во-вторых, если задача ребенку не под силу - и тогда дело можно исправить регулярными упражнениями. Пока же ребенок не освоился со шнурками и застежками, доверьте ему надевать нижнее белье, колготки, носки и рубашку, а верхнюю одежду помогите надевать (чтобы малыш не вспотел перед прогулкой) Постепенно предлагайте ему самому надеть новые предметы.

    Учиться никогда не рано! Даже годовалый малыш может натянуть на себя панамку и носочки. Обязательно хвалите его за это.

    Если вы замечаете, что ребенок проявляет инициативу во время одевания - обязательно хвалите его, даже если он сделал все неправильно.

  • Наберитесь терпения. Отведите на одевание определенное время (допустим, 10 минут) и не перехватывайте инициативу в это время, только деликатно помогайте.

  • Не делайте исключений в ритуале одевания. Не нужно говорить «сегодня я одену тебя сама, потому что мы спешим», или «потому что я сделаю это аккуратнее». Так вы только убедите ребенка, что сам он неуклюж, делает все медленно и неаккуратно.

    Лучше выполнить часть задачи, чем не браться за нее вообще. Если ребенок по каким-то причинам не хочет одеваться, наденьте на него часть вещей и предложите закончить начатое. Если же у него, напротив, слишком быстро иссякает энтузиазм, спокойно помогите закончить одевание.

  • Выбирайте для ребенка одежду, с которой он может справиться самостоятельно. Минимум простых крупных застежек может волшебно ускорить процесс!

  • Выбирайте для ребенка одежду, которая ему нравится. Ее он точно попытается надеть с удовольствием!

    Надевайте верхнюю одежду вместе. Ребенок надел ботинки - и вы надели ботинки. Ребенок надел шапку - и вы надели шапку. Подражая вашим действиям, малыш быстрее освоит науку одевания.

    Изучайте одевание в процессе игры. Одевая и раздевая кукол, ребенок запомнит порядок надевания одежды, а игрушки с пуговицами, молниями, липучками, шнуровками разовьют не только мелкую моторику, но и технику использования застежек.

Ваш малыш растет - пора, пора осваивать новые навыки! Ну в у нас есть для вас веселые - может, они помогут делу!