Цареградская ребенок от зачатия до года читать онлайн. Ж

Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный

М.: Рожана, 2005. — 128 с. — ISBN 5-902997-01-1.Настоящая книга является методическим пособием для родителей. Это пособие разработано и составлено на основе немедицинского подхода к уходу за грудным ребенком и его воспитанию и является стартовой площадкой для обучения женщин материнскому искусству взращивания детей. Базой пособия являются собственные многолетние наблюдения и исследования автора, опыт его работы с мамами и грудными детьми, а также современные данные о психологии новорожденного и грудного ребенка, материалы ВОЗ/ЮНИСЕФ по грудному вскармливанию. При составлении методического пособия были использованы этнографические материалы и современные сведения из различных областей науки.Обращение к читателю.
Предисловие.
Что нужно ребенку первого месяца жизни.
Что не нужно ребенку первого месяца жизни.
Врожденные ожидания новорожденного.
Правильные роды.
Правильный уход и воспитание.
Значение стресса для развития мозга ребенка.
Материнству нужно учиться.
Что такое материнство?
Как пробуждается материнский инстинкт?
Можно ли положиться на материнский инстинкт?
Материнские навыки, или чему учиться.
Легко и просто.
Физический контакт с матерью и его значение.
Тактильная стимуляция.
Холдинг.
Укачивание.
Совместный сон.
Грудное вскармливание.
Психоэмоциональный контакт.
Общие принципы развития ребенка первого года жизни.
Последовательность развития.
Развитие различных форм поведения.
Соотношение психоэмоционального и моторного развития.
Адаптационный период развития ребенка.
Первый час жизни.
Первые три дня жизни.
Третий — двадцатый день.
Двадцатый — сороковой день.
Развитие ребенка к седьмой неделе жизни.
Моторное развитие.
Общение и речь.
Психоэмоциональное развитие.
Эмоции и общение с миром.
Эмоции ребенка.
Способы коммуникации и проявления внутренней жизни ребенка.
Материнское молоко - лучшее питание для ребенка.
Возможность грудного вскармливания.
Основные правила успешного грудного вскармливания.
Прикладывание к груди в первый час жизни ребенка.
Исключение кормления из бутылочки в первые часы жизни.
Отсутствие докармливания и допаивания ребенка в первые дни жизни.
Совместное содержание матери и ребенка.
Правильное прикладывание к груди.
Кормление по требованию.
Чередование молочных желез.
Неограниченное время кормления.
Ночные кормления и совместный сон.
Удобная поза для кормления.
Как убедиться, что хватает молока?
Отказ от частых взвешиваний ребенка.
Исключение докармливания ребенка.
Исключение допаивания ребенка.
Отказ от сосок и пустышек.
Отказ от частого мытья груди.
Отказ от сцеживания.
Отказ от специального питания кормящей матери.
Поддержка кормящей матери.
Проблемы грудного вскармливания.
Травмы сосков.
Недостаток молока.
Лактостаз.
Мастит.
Болезнь ребенка.
Болезнь мамы.
Лактазная недостаточность.
Желтушка новорожденного.
Дисбактериоз.
Кто может помочь при проблемах.
Преимущества грудного вскармливания.
Защита ребенка от инфекций.
Здоровье матери.
Формирование связей.
Выгоды и удобства, которые дает кормление грудью.
Недостатки искусственного вскармливания.
Опасность инфицирования.
Инфекции.
Длительный понос.
Недостаток железа.
Недостаток витаминов.
Избыток солей.
Неполноценность жирового компонента.
Неполноценность белкового компонента.
Возможность развития диспепсии.
Возможность развития аллергии.
Проблемы с сосанием груди.
Расходы.
Этапы выработки молока.
Этапы грудного вскармливания.
Уход за новорожденным ребенком.
Обработка пупка.
Этапы заживления пупочной ранки.
Обработка носа и ушей.
Обработка прыщиков на коже.
Критический период и наблюдение за ребенком.
Уход за ногтями.
Пеленание новорожденного.
Что помнит новорожденный.
Пеленание и осязание.
Физиологически обоснованное пеленание.
Сроки пеленания.
Организация прогулок.
Визиты к новорожденному.
Организация прогулок.
Проветривание комнаты.
В гости к новорожденному.
Уход за кожей.
Подмывание ребенка.
Профилактика опрелостей.
Адаптационное купание.
Что приготовить для купания.
Травы для купания.
Проведение купания.
Адаптационное купание — шаг за шагом.
Искусство ношения ребенка на руках.
Формирование изгибов позвоночника.
Формирование черепа грудного ребенка.
Комфортная поза для новорожденного.
Как правильно носить ребенка на руках.
Формирование вестибулярного аппарата.
Формирование тазобедренного сустава.
Ношение ребенка в перевязи.
Пестовальная гимнастика.
Зачем нужна пестовальная гимнастика.
Особенности пестовальной гимнастики.
Когда и как пестовать младенца.
Упражнения для ребенка от 6 нед. до 3 мес.
Физиологические особенности новорожденного.
Срыгивания.
Икота.
Особенности стула.
Мочеиспускания.
Особенности сна новорожденного.
Явления периода новорожденности.
Мастит новорожденного.
«Колики».
Вспучивания.
Отправление естественных нужд.
Мочеиспускательный рефлекс и установление контроля над сфинктерами.
Осознание своего тела.
Формирование полового поведения человека.
Функциональное становление выделительной системы.
Организация высаживания.
Использование подгузников и ползунков.
Термоадаптация и основы закаливания.
Термоадаптация.
Переохлаждение и перегрев.
Закаливание.
Плаванье и проныривание для грудничков.
Воспитание грудного ребенка.
Основа воспитания.
Импринтинг.
Впечатление о надежности матери.
Приемы воспитания.
Адаптация матери к материнству.
Сохранение фигуры.
Форма груди.
Физические нагрузки во время кормления грудью.
Возобновление половой жизни после родов.
Репродуктивный цикл.
Контрацепция во время грудного вскармливания.
Организация быта с маленьким ребенком.
Полноценное питание кормящей мамы.
Участие мужчины в уходе за ребенком.
Участие бабушки в помощи по хозяйству.
Взаимодействие с медицинскими учреждениями.
Компетенция врача-педиатра в отношении грудного вскармливания.
Организация общения с детской поликлиникой.
Формирование иммунитета и инфекционные болезни.
Иммунная система и иммунитет.
Формирование иммунитета ребенка.
Насколько опасны детские и недетские болезни?
Вакцинация.
История и современность.
Истоки идеи.
Новый виток истории.
Принудительные прививки и антипрививочное движение.
Луи Пастер и его вклад.
Российские врачи о прививках.
Как победили оспу.
Российские законы о прививках.
Современное положение дел.
Резюме.
Вакцинация как медицинская процедура.
Вакцинация — уникальная медицинская процедура.
Состав вакцин.
Безопасность и апробация вакцин.
Действие на иммунитет.
Поствакцинальные осложнения.
Отдаленные последствия вакцинации.
Правила вакцинации и вакцинация без правил.
В родильном доме.
Прививки и отношения с детской поликлиникой.
Как принять решение о вакцинации ребенка.
Правила вакцинации.
Вместо послесловия
Список литературы


Ж. В. Цареградская

Ребенок от зачатия до года

Универсальное пособие

Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Цареградская Жанна Владимировна - по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.

Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.

Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети - надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна - автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать - дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:

11152, Москва, а/я № 27 или e-mail jtsaregradskaya@hotmailcom

Вводная часть

Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным - даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Воспитание - это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.

Развитие ребенка до рождения

Беременность

Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность - это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.

Издатель: Астрель

Год издания: 2005

Язык: русский

Возраст: с 0 до 1 года

Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.

Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и ново­рожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.

Примеры из книги Цареградская Ж.В. «Ребенок от зачатия до года»

Задачи развития ребенка первого года жизни

Ухаживая за ребенком первого года жизни, необходимо понимать, какие именно задачи развития он решает в этот период своей жизни. К задачам развития грудничка следует отнести знакомство со своим телом, моторное развитие, знакомство с окружающим миром, пер­вичную социальную адаптацию, формирование пищевого поведения и установление контроля за мочеиспусканием и дефекацией.

Знакомство со своим телом

Новорожденный, как мы говорили выше, не знает, что у него есть те­ло. Первоначально младенец осознает у себя только наличие рта. В процессе развития он находит свои руки и начинает их рассматри­вать, затем он обнаруживает свой живот, затем половые органы и но­ги. Следующим этапом является исследование головы и лица. Посте­пенно обнаруживая разные части своего тела, ребенок учится управ­лять ими. Помогая ребенку решить эту задачу, очень важно позволить ему знакомиться не с носочками и комбинезончиком, а со своими ножками и ручками. Важно, чтобы в его сознании запечатлелись ча­сти его тела, а не предметы одежды. Меньше всего ему мешают зна­комиться с собственным телом распашонки, рубашечки, майки и футболки, которые закрывают верхнюю часть тела. Это связано с тем, что знакомство с грудью и спиной начинает происходить у малыша после года.

Моторное развитие

Освоение моторных навыков грудного ребенка происходит парал­лельно с процессом изучения и осознания им собственного тела. К годовалому возрасту ребенок должен освоить навыки самостоятель­ной ходьбы. Этапами этого пути являются освоение переворотов на живот и на спину, затем овладение умением ползать, самостоятельно садиться и стоять без опоры. Все эти навыки необходимы малышу как подготовка к самостоятельному удержанию равновесия при ходь­бе. Чтобы малыш более успешно учился навыку удержания равнове­сия, необходимо, чтобы его ножки были голенькими. Если стопа ре­бенка закрыта носками или ботинками, значительно снижается его ловкость и уверенность в движениях. Через носок и тем более боти­нок стопа ребенка не чувствует поверхность, на которую он стано­вится. Это мешает малышу балансировать и удерживать равновесие, нарушает координацию его движений.