Как эмоции в рекламе влияют на продажи: нейромаркетинговое исследование. Прелокс – возбуди свои чувства Эмоции их роль в успехе рекламы

По статистике кризис в сфере сексуальных отношений возникает более чем у 50% пар проживающих вместе более 7-10 лет. Каждый человек, создавая семью, искренне верит в то, что любовь, сексуальное влечение, страсть и гармония будут длиться вечно. Но со временем начинаешь понимать что, то безумное желание всегда находиться вместе, ласкать друг друга, заниматься сексом куда-то исчезает. Когда из интимной жизни исчезает новизна и острота ощущений, взаимное физическое притяжение постепенно слабеет и исчезает. Все становиться обыденным и привычным.

В результате, сексом такая пара занимается все реже и реже, а затем и вовсе перестает про него вспоминать. А если секс все таки изредка случается, то больше напоминает механическое исполнение супружеских обязанностей, чем страстное единение двух любящих «сердец».

Принято считать, что к осложнениям в семейной жизни прежде всего приводят стрессы на работе, домашние хлопоты и житейские проблемы. Все это способно оказать отрицательное действие на сексуальную жизнь мужчин любого возраста. Пробудить сексуальность и давно забытую чувственность в таких ситуациях помогут «Прелокс» для него и «Прелокс леди» для нее, от всем известной, компании Пфайзер. «Прелокс» совсем недавно появился на фармацевтическом рынке. Эти препараты помогают пробудить сексуальную энергию, повысить либидо как у мужчин, так и у женщин.

«Прелокс» для него.

Сексуальная состоятельность для мужчин – это в первую очередь уверенность в себе. Сексуальный кризис, который могут испытать мужчины любого возраста, отрицательно влияет на все их жизненные аспекты. «Прелокс» для него – это запатентованный продукт, в его состав входит аминокислота L-аргинин, аспарагиновую кислоту и пикногенол.

Пикногенол – это экстракт из коры французской приморской сосны (Pinus pinaster). Он представляет собой водорастворимое питательное вещество с высокой биодоступностью. Получают пикногенол только из экстракта коры французской приморской сосны. Она богата различными фруктовыми кислотами и процианидинами.

L-аргинин – условно незаменимая аминокислота, которая принимает участие в различных физиологических процессах. В результате метаболизма из L-аргинина в организме образуется оксид азота, который способствует расширению сосудов. За счет расширения стенок сосудов, L-аргинин усиливает приток крови к половым органам, за счет чего способствует повышению потенции.

В ходе эксперимента с участием мужчин с подтвержденным диагнозом эректильной дисфункции органического происхождения, участникам эксперимента давали 40мг и 120мг пикногенола вместе с L-аргинином. В течение первого месяца мужчины принимали только L-аргинин. Со второго месяца они стали принимать пикногенол 40мг, дозировка которого увеличилась на третий месяц эксперимента до 120мг. В итоге, при приеме L-аргинина эрекция вернулась в норму только у 5% мужчин. При добавлении 40мг пикногенола дисфункция прошла у 80% мужчин, а после увеличения дозы до 120мг – 92,5%.

Такое сочетание лекарственных средств положительно влияет на кровоток в половых органах что и помогает достичь и поддерживать эрекцию.Это позволяет мужчине существенно повысить уровень удовольствия. Исследование, проведенное среди мужчин с легкой и умеренно сниженной эректильной функцией, показало, что «Прелокс» не вызывает привыкания, его действие не исчезает со временем, а наоборот только увеличивается.

«Прелокс» принимается по 2 таблетки 2раза в день во время еды в течении 15 дней. Далее делается перерыв после чего курс можно повторить.

«Прелокс Леди» для нее.

У каждой женщины бывают такие моменты в жизни, когда она испытывает отсутствие, либо ослабление сексуального влечения,а иногда даже и отвращение. В такие дни женщина может испытывать неприятные ощущения во время секса и даже боль. Недостаток энергии, который испытывает женщина, напрямую зависит от ее образа жизни. А он в свою очередь влияет на интим. Ежедневные стрессы на работе, домашние заботы и проблемы могут привести к сексуальной апатии. Эти изменения могут проявиться у женщин даже молодого возраста.


«Прелокс Леди» способствует повышению частоты возникновения сексуального желания. Частота оргазма во время полового контакта и в целом удовлетворение сексуальными отношениями с партнером увеличивается в 2 и более раз.

«Прелокс Леди» является необходимым препаратом для женщин в период менопаузы, когда у нее наблюдается снижение тонуса гладкой мускулатуры и слабая выработка естественной смазки. При приеме «Прелокс Леди» происходит увлажнение половых органов, повышение упругости стенок влагалища, усиление уровня чувствительности, нормализация внутренней микрофлоры и т.д. Дополнительно он повышает упругость стенок, сужает вагинальное отверстие, увеличивает выработку естественной смазки, усиливает оргазм.

Обратите внимание! «Прелокс» – биологически активная добавка. Не является лекарственноым препаратом. Не принимайте «Прелокс», если у Вас есть аллергия на какой-либо компонент продукта.

Чтобы заставить покупателя приобрести ненужный ему продукт или заказать дорогостоящую услугу, маркетологам вовсе не обязательно заваливать своих потенциальных клиентов скидками, специальными предложениями или спамить бесплатной рассылкой. Достаточно на уровне владеть базовыми знаниями человеческой психологии, иметь при себе пару хитроумных трюков, которые легко провернуть над психикой, и клиент сам захочет стать «счастливым покупателем». Что это за маркетинговые приемы?

Ловушка №1. Эмоциональный дизайн

Теперь не нужно создавать рекламу, где было бы много текста или информации о товаре, потому что люди давно ничего не читают. Что важно для правильной презентации своих услуг? Правильно, эмоциональная реакция потенциального клиента! Положительные эмоции вызывают эффект привязки к логотипу и оставляют длительное впечатление, которое так на руку компании. Главный девиз хорошего рекламщика: меньше текста, больше эмоциональных картинок!

Ловушка №2. Чувство возбуждения

Как часто вы видите рекламу с голыми женщинами, стоп-сигналами или же тревожными заголовками, которые вынуждают повернуть голову? Это еще один трюк, с помощью которого маркетинговые компании хотят затронуть ваши эмоции, всколыхнуть ум, возбудить тело и даже вызвать приступ легкого беспокойства. Т. о. ваши ощущения специально усиливают и привязывают к образу товара.

Ловушка №3. Изображение людей

Дело в том, что человеческий мозг в 90% случаев акцентирует свое внимание на визуальной информации, потому реклама с изображением счастливых моделей так притягивает к себе внимание. Кстати, наши глаза автоматически смотрят в направлении глаз героев фотографии, поэтому так выгодно разместить в этой зоне основной текстовый посыл. Иногда для рекламы привлекают еще и образы детей, такой трюк позволяет вызвать автоматическое доверие и позитивные эмоции к продукту.

Ловушка №4. Стадный инстинкт

Человек – социальное существо, а потому особенное влияние на него оказывает мнение большинства, их общие оценки, выборы и вкусы. Маркетологи отлично использовали это свойство нашей натуры в своих рекламных заголовках, которые отовсюду вещают: «выбор мамочек №1», «народный любимец», «ассоциация стоматологов рекомендует».

Ловушка №5. Манипуляция цветом

Впечатления от товара на 72% определяется его цветовой палитрой, потому так важно вызвать правильный эмоциональный эффект у своих потенциальных покупателей. Как это используется рекламщиками? Например, синий и голубой цвета ассоциируются у людей с ощущением силы, стабильности и безопасности, потому чаще всего его используют в своем оформлении крупные банки и корпорации. Желтый порождает чувство тревоги, его используют индивидуально, для привлечения внимания. Насыщенные красные оттенки способны усилить сердцебиение, а потому их используют при тотальных скидках и распродажах. Розовым подчеркивают специфически женскую продукцию, глянцевым черным – предметы роскоши.

Эмоции человека характеризуются широким спектром индивидуальных проявлений. Психологи дают разные классификации эмоций. Чаще всего различают эмоции и чувства. Собственно эмоции осуществляют сигнальную, регуляторную, побудительную функции. Они обнаруживаются как у людей, так и у животных. Чувства - сугубо человеческие переживания, которые характеризуют отношение к потребностям, удовлетворение которых вызывает положительные или негативные эмоции. Так, К. Изард (1998) выделяет некие основные, «фундаментальные» эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, гордость. Стыд и гордость К. Изард считает своего рода высшими эмоциями и считает, что они присущи только человеку.

Многие психологи отмечают, что для эмоций характерна «амбивалентность», то есть двойственность. Эта характеристика эмоций определяется противоречием между устойчивыми чувствами и ситуативными эмоциями (например, любовь и ненависть могут совмещаться при ревности).

Самой сильной эмоциональной реакцией человека на раздражитель психологи считают «аффект» (от лат. affectuctus - волнение, страсть). Это очень сильное, но достаточно кратковременное эмоциональное состояние. Аффект возникает как реакция на событие, которое уже произошло. Другим типом эмоционального состояния является настроение. Оно действует в течение достаточно длительного времени и может быть очень разнообразным (радостным и печальным, спокойным и раздраженным и пр.). С. Л. Рубинштейн (1989, 1998) отмечал, что настроение не предметно, а очень личностно, и что оно чаще всего не вызывается каким-то конкретным событием, а характеризует общее эмоциональное состояние человека. Психологи выделяют также страсти, то есть сильные продолжительные чувства, которые захватывают человека и могут доминировать над мышлением. Страсти бывают как конструктивными, способствующими духовному развитию, так и деструктивными, приводящими к разрушению личности. При этом многие исследователи отмечают, что даже положительная страсть может привести к негативным последствиям: человек, увлекаясь чем-то конкретным, перестает обращать внимание на другие не менее важные в жизни вещи.

Эмоции делятся на стенические и астенические. Первые усиливают активность человека, стимулируют его к деятельности, вторые - ослабляют активность, делают человека пассивным. Психологи по-разному определяют природу эмоций и их значение для психики и жизнедеятельности человека. Некоторые считали, что основным «элементом» психики является «представление», а чувства и эмоции соответствуют связям, которые устанавливаются между этими представлениями. Так, например, образ умершего близкого человека при сравнении с образом живого порождает печаль и т. д.

Российский психофизиолог П. В. Симонов (1975) предложил так называемую информационную теорию эмоций. Согласно данной теории, эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности человека, а также оценкой вероятности ее удовлетворения. Оценка вероятности производится на основе опыта и интуиции. Человек непроизвольно сопоставляет информацию о времени и имеющихся средствах, необходимых для удовлетворения потребности, которыми он располагает в текущий момент. Так, например, эмоция страха возникает при недостатке сведений, необходимых для защиты от опасности. Из данной теории следует, что если у человека нет потребности в чем-либо, то и эмоции у него не возникают. Эмоция не возникает также и в том случае, если у человека есть все необходимые условия для удовлетворения потребности.

Немецкий психолог В. Вундт (1912) разработал теорию, согласно которой все эмоции можно представить как многообразие трех измерений, каждое измерение имеет два противоположных направления, исключающих друг друга: «удовольствие - неудовольствие», «возбуждение - успокоение», «напряжение - разрядка». По В. Вундту, если характеристика «удовольствие - неудовольствие» определяется особенностями окружающих человека предметов, то «возбуждение - успокоение» определяется реакцией организма и т. д.

Мнения психологов по поводу функций эмоций в деятельности человека также различаются. Если А. Н. Леонтьев (1975) считал, что эмоции выполняют в основном оценочную функцию в психической деятельности, то С. Л. Рубинштейн доказывал, что оценочная функция эмоций тесно связана с побудительной, или стимулирующей, а эмоция уже в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него.

Исследования эмоций потребителей или их эмоционального отношения к тому или иному товару либо к его рекламе составляют значительную часть всех психологических исследований рекламной деятельности. Большинство исследователей-психологов склонны считать, что для достижения сильного психологического эффекта воздействия рекламы на потребителей необходимо, чтобы реклама вызывала положительные эмоции. Хотя хорошо известна и другая точка зрения, при которой реклама, вызывающая неприятные эмоции, раздражение, страх и даже агрессию, также может быть эффективной. Разумеется, под эффективностью здесь понимают только увеличение количества продаж, привлечение внимания к рекламе и ее запоминание. Речь не идет, например, о социальной эффективности.

Рис. 31. График оценки телевизионных роликов с рекламой брэнда «Чудо-йогурт» компании Вимм-Билль-Данн по методике семантического дифференциала

Проблема изучения эмоционального отношения потребителей к конкретным продуктам рекламной деятельности также относится к числу проблем, которые не имеют в психологии рекламы однозначного решения и могут рассматриваться в каждом конкретном случае по-разному. Причем решение проблемы достигается путем единичной психологической экспертизы, поскольку какие-либо общие рекомендации, основанные на литературных данных, могут в конкретных условиях подсказывать абсолютно неверные решения.

Это происходит потому, что рекламная продукция слишком разнообразна для того, чтобы, исследуя восприятие одной рекламы и выявляя одни психологические закономерности, сразу же переносить результаты на какую-нибудь другую рекламу, пусть даже очень похожую. Однако общие закономерности хорошо воспроизводятся на отдельных элементах рекламы, что также необходимо учитывать при планировании и проведении экспериментальных исследований.

Понятно, что объекты восприятия, которые исследуются в психологии рекламной деятельности, отличаются от объектов, которые изучаются общей психологией. В последнем случае материалом для проведения экспериментов выступают, как правило, абстрактные стимулы (бессмысленные цифры, слоги, фигуры и пр.). В психологии рекламы исследователь чаще всего имеет дело не с абстракциями, а с конкретными образами (лицами людей, изображением животных, техники, пейзажей и пр.). Естественно, вариативность характеристик здесь так велика, а экспериментальные выборки, как правило, так незначительны, что в каждом конкретном случае требуется проводить экспертизу и специальное экспериментальное исследование на конкретной целевой группе. В противном случае снижается эффективность психологических рекомендаций. Хотя и рекламодатели, и рекламисты, и маркетологи не всегда это понимают.

Одним из широко распространенных экспериментальных методов оценки рекламной продукции с точки зрения эмоционального отношения к ней потребителей является метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации (Петренко В. Ф., 1997).

Метод основан на оценках определенных психологических характеристик по специальной полярной шкале изучаемого объекта, представленных парами (например, «расслабленный - напряженный», «радостный - грустный» и т. д.). Оценки проводят отобранные испытуемые, набор которых можно считать репрезентативной выборкой из того слоя населения, мнение которого необходимо исследовать.

Им предлагается заполнить специальный бланк (таблицу), содержащий перечень психологических характеристик исследуемого объекта, представляющий собой шкалы, на полюсах которых находятся указанные пары характеристик. Опрашиваемым надо выбрать значение в интервале от –3 до +3 (когда они затрудняются дать оценку, то ставят 0).

Перед предъявлением объектов для оценки опрашиваемых просят заполнить один из бланков методики, как бы оценивая некий «идеальный» объект (рекламный ролик, фотографию щита, название фирмы и т. д.).

Затем проводится оценка представленных заказчиком рекламных объектов.

Суммируя полученные результаты по всем шкалам и усредняя их по всем участникам опроса, исследователь строит сначала некий «эталонный» график для «идеального» объекта (порядковые номера психологических характеристик откладываются на оси абсцисс, а усредненные эмпирические данные на оси ординат) (Донцов А. И. ). После этого исследователь «накладывает» на этот «эталонный» график кривые, выстроенные на основе эмпирических данных. В результате сравнения графиков можно определить: какой из рекламных объектов ближе к «идеальному», т. е. имеет более высокие положительные эмоциональные оценки (см. рис. 31).

Из книги Управление выбором [Искусство стрижки народных масс] автора Никонов Александр Петрович

Глава 4 Эмоции в большом деле Моисей, ведущий свою паству через негостеприимную пустыню бизнес-пространства, должен уметь правильно относиться к пасомым. И поскольку бизнесмен - истинный пастырь, никакой демократии во вверенном ему подразделении быть не может, и его

Из книги Практика рекламного текста автора Назайкин Александр

Положительные эмоции Положительные эмоции более свойственны человеку. Он по своей природе настроен мыслить позитивно. Например, сравнивая что-либо, люди говорят в первую очередь «лучше», «больше», «выше», но не «хуже», «меньше», «ниже», и т.д.Лучше давать ту или иную

Из книги Иллюстрирование рекламы автора Назайкин Александр

Из книги Мастер словесной атаки автора Бредемайер Карстен

Положительные эмоции Положительные эмоции более свойственны человеку. Он по своей природе настроен мыслить позитивно. Например, сравнивая что-либо, люди говорят в первую очередь «лучше», «больше», «выше», но не «хуже», «меньше», «ниже», и т.д.В связи с такой особенностью

Из книги 77 секретов копирайтинга. Тексты, которые продают автора Парабеллум Андрей Алексеевич

Отрицательные эмоции Как уже указывалось выше, людям свойственно мыслить позитивно. В силу этого они стараются отстраниться от впечатлений, которые по какой-либо причине им неприятны. Человек, безусловно, замечает негативное, но обычно стремится не запоминать его,

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Как мы себя чувствуем? Мимика и эмоции Лицо, мимика – самый лучший источник, из которого можно узнать эмоции людей. Научными исследованиями доказано, что шесть основополагающих эмоций выражаются

Из книги Обнаженный оратор. Дао презентации автора Рейнольдс Гарр

Секрет 2. Давите на эмоции Хороший копирайтинг обнажает истинную природу людей, не оставляя камня на камне от сказок, о которых пишут в учебниках, рассказывают в школе и университете. Люди совершают любые действия, в том числе принимают решения о покупке, опираясь прежде

Из книги Психология убеждения автора Чалдини Роберт

Эмоции Эмоции человека характеризуются широким спектром индивидуальных проявлений. Психологи дают разные классификации эмоций. Чаще всего различают эмоции и чувства. Собственно эмоции осуществляют сигнальную, регуляторную, побудительную функции. Они обнаруживаются

Из книги Лидерство, основанное на принципах автора Кови Стивен Р

Из книги Системное решение проблем автора Лапыгин Юрий Николаевич

Из книги Информационный удар. Как сделать, чтобы в шумном медиамире услышали именно тебя автора Вайнерчук Гари

Из книги Как продавать продукты трудного выбора автора Репьев Александр Павлович

11.1. Интеллект и эмоции в решении проблем Если вы работаете над решением проблемы, знание ответа всегда помогает ее решить. Законы Мерфи. Закон точности Одна из причин, по которым проблемы не решаются, кроется в различных неумениях лиц, принимающих решения (ЛПР), и в

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Из книги Легко не будет [Как построить бизнес, когда вопросов больше, чем ответов] автора Хоровиц Бен

Контролируйте свои эмоции Многим людям свойственен страх телефонного общения. По мере нарастания напряжения человек начинает терять концентрацию, и его способность к эффективному общению снижается. Чрезмерное напряжение мышц лица, шеи и плеч меняет звучание голоса.

Страх – одна из самых важных функций организма, выработанная природой для адаптации человека к опасным или выходящим за рамки понимания явлениям. Преодолевать свои страхи человеку помогает опыт, саморегуляция, образование и всесторонняя информированность. Именно поэтому институтами приручения человеческого страха уже долгие годы являются культура, религия, искусство и, конечно, реклама.

Первоначально считалось, что в нервной системе имеется один центр страха, но Х.Дельо в опытах на обезьянах доказал, что в головном мозге имеются две отдельные структуры, одна из которых запускает реакцию страха, а другая - бегства или борьбы. Эмоция страха сопровождается выбросом в кровь адреналина . В связи с этим следствием страха являются следующие эффекты:

  • Избыточная доза адреналина дает парализующий эффект – торможение мыслей, сковывание активности, непреодолимое волнение и тревогу. Норма адреналина в крови – напротив – мобилизует жизненные силы человека, обогащает мозг кислородом, улучшает кровообращение .
  • Страх способствует запоминаемости опасных или неприятных событий. В.К.Вилюнас отмечал, что страх в отношении предметов, доставивших боль, полезен тем, что побуждает в будущем к избеганию этих предметов .
  • Когда информации недостаточно, чтобы принять решение, страх диктует стратегию поведения. Как считает П.В.Симонов, от страха человек реагирует на расширенный круг сигналов в поиске нужного. На первый взгляд, такая реакция избыточна и неэкономна, но зато она предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни .

Данные эффекты обуславливают интерес к эмоции страха со стороны рекламы и PR. Использование страха как инструмента позволяет добиться нужной реакции на рекламное сообщение: сосредоточенного внимания (благодаря активизации центров тревоги), лучшей запоминаемости и активизации механизма «поиска решения» в опасной ситуации. Таким образом, рекламное сообщение может строиться на описании проблемной (опасной) ситуации и предложении путей выход из нее. Вопрос лишь в том, каков предел страха, который может эксплуатировать реклама? Эмоция страха может способствовать «якорению» в сознании потребителя так же, как и полному отторжению рекламного посыла.

Изучение физиологии и нейрохимии страха позволяет утвеждать, что страх, запускающий реакции “борьбы или бегства”, которые хорошо проявили себя в период биологической эволюции, оказывается совершенно неадекватным в современной жизни. Поэтому отрицательное значение страха проявляется значительно шире, чем положительное. Он может держать человека в постоянном напряжении, вызывать неуверенность в себе и не позволять личности реализоваться в полную силу. А хроническое состояние тревоги и страха приводит к различным психосоматическим болезням. Помимо витальных страхов людям досаждают и социальные страхи. Подобные чувства при достижении определенной интенсивности, могут перерасти в тяжелые клинические формы . В настоящее время психиатры придают социальным фобиям большое значение, что нашло отражение в последней международной классификации болезней, МКБ-10, где социофобии впервые выделены в отдельную группу (F 40.1): боязнь оказаться в центре внимания и получить и негативную оценку – сдавать экзамен, отвечать у доски, публично выступать, брать на себя ответственность и т. д. .

В полной мере задействовать мотивирующую силу страха, вызывать тревогу и вселять ужас позволительно только социальной рекламе. Именно она демонстрирует цирроз печени алкоголиков, почерневшие легкие курильщиков, жертв бытовых конфликтов и дорожно-транспортных происшествий, истощенных наркоманов, плачущих матерей, брошенных детей, выживших самоубийц, экологические катастрофы, браконьерство и т.д. Мишени социальной рекламы – страх за себя и свою семью; отвращение к виду крови, трупов, травм, насилию; стыд и чувство вины за незнание, неумение, неспособность, несостоятельность в чем-либо. Это основные точки воздействия, позволяющие вызвать желаемую реакцию на демонстрируемые «социальные язвы».

В коммерческой рекламе выгодно используют мучительные для человека чувства страдания и боли как моральные, так и физические. Так, например, головная боль, изжога, аллергия, бессонница, отекание ног, головокружение, повышенное давление доставляют человеку немалые страдания и заставляют искать способы избавиться от них или хотя бы ослабить (реклама «Ренни», «Ношпа», «Пенталгин-Н», «Фастум гель» и др.).

Логично, что люди, испытывающие болезненные ощущения и страдания, приобретают связанный с ними страх. Мать боится за ослабление иммунитета ребенка, аллергик боится контакта с источниками аллергии, человек с сердечно-сосудистым заболеванием боится инсульта и т.д. На удачном нагнетании страстей сумели подняться многие торговые марки фармпрепаратов. Например, противогриппозный препарат «Афлубин» (производитель – компания Richard Bittner), еще несколько лет назад практически неизвестный в России, вышел в лидеры продаж буквально за несколько месяцев интенсивной PR-кампании, основанной на информационном воздействии: о надвигающейся волне гриппа, превышении эпидемиологического порога, десятках смертельных случаев и страшных прогнозах. Но главное – были предложены рекомендации по применению лекарств, способных предупредить заболевание, в числе которых на первых позициях стоял «Афлубин» .

Предупреждая о возможных страшных последствиях болезни, реклама не имеет права запугивать потребителя, навязывать страхи и манипулировать сознанием. Вот почему, в таких ситуациях рекламное законодательство выступает в защиту потребителя. В частности, в Своде обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации, в разделе 2 «Реклама медикаментов (лекарственных средств), методов лечения и товаров, имеющих отношение к здоровью» говорится следующее :
3. Реклама не должна создавать у здорового человека впечатление о необходимости применения лекарственного средства.
5.1. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая вызывает (может вызвать) чувство страха.
5.2. Реклама средств профилактики и гигиены (в том числе добавок к пище) не должна гарантировать полный эффект, вызывать чувство страха при отказе от приемов препарата.
9. Рекомендуется воздерживаться от рекламы, которая усиливает (обостряет) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего – подростковые.

Эмоция страха, как уже отмечалось, заметно перекликается с эмоцией стыда. Стыд ничем не уступает страху по силе мотивации. В сущности, стыд – это ощущение неловкости от собственных недостатков, проступков, неуместности поведения – что, по логике, может приравниваться к социальным страхам. Стыд всегда социально обусловлен. Эмоцию стыда, как правило, эксплуатируют в рекламе средств, избавляющих от несовершенств кожи и тела – прыщей, целлюлита, избыточного веса, обильного потоотделения, перхоти, менструации, облысения, мешков под глазами и др.; в рекламе обучающих и тренинговых товаров и услуг – обучение ораторскому искусству, общению, тайм-менеджменту, иностранным языкам и многое другое. Непосредственное указание на отсутствии каких-либо навыков или физические недостатки – само по себе неприятно. В этом смысле, реклама должна как бы заявлять: «Мы понимаем вашу проблему и пытаемся помочь вам справиться с ней». В рекламе не рекомендуется выставлять напоказ физические недостатки человека. Это может быть оправдано только в том случае, если результат борьбы с этими недостатками выглядит более значимым и убедительным. Другими словами, положительные эмоции должны превалировать. Европейские рекламисты в данном случае используют иносказательные приемы , например, вымышленных рекламных персонажей . Так живыми персонажами рекламы становятся макрота, микробы и бактерии, грибок стопы, витамины, иммунитет и т.д. Потребители наблюдают это в рекламах косломолочных продуктов «Actimel» (иммунитет), сиропа от кашля «АЦЦ Лонг» (макрота), чистящее средство «Domestos» (микробы), жевательная резинка «Orbit» (остатки пищи), йогурт «Даниссимо» (легкий голод) и др. Этот прием очень эффективен, так как делает проблему отстраненной от страдающего человека. Можно использовать также прием вербальной упаковки . Суть приема заключается в использовании более щадящих слов и выражений для называния неприятных вещей. Выражения, типа «кожа в прыщах и угрях» лучше заменить более нейтральными и щадящими – «проблемная или возрастная кожа». Вместо выражения «морщинистое лицо», лучше сказать «зрелая кожа»; вместо «жидкие волосы» – «негустые или необъемные».

В ряде случаев рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства вины, испытываемой потребителями при покупке некоторых товаров, например, сигарет, алкогольных напитков, кондитерских изделий, чувства вины за нанесение ущерба своему здоровью, нарушение гигиенических правил и др. Так, например, было установлено, что так называемые «шоколадные наркоманы» (в отличие от обычных любителей сладкого) имеют повышенное чувство вины, недовольства своей фигурой – на этом фоне они подвержены нервным расстройствам. Перед рекламистами встала задача разработать рекламу, которая снизила бы чувство вины за чрезмерное потребление шоколада. Было принято решение выпускать маленькие плиточные конфетки или шоколадки в виде грозди, которые можно есть маленькими кусочками, и при этом не будет видно, сколько уже съедено. В рекламе таблеток CARB CUTTER (которые предотвращают превращение углеводов в жиры) вина потребителей конфет и всего сладкого была смягчена описанием типичной ситуации, в которой оказываются сладкоежки . Реклама имела следующий посыл: «Не каждая женщина устоит перед любимым пирожным или другой вкусной сладостью. Когда это происходит вовсе не стоит огорчаться по поводу лишних граммов веса. Стоит только принять таблетки ‘CARB CUTTER’ и проблема решится сама собой». В настоящее время, под влиянием общественности, реклама табачных изделий и алкогольной продукции наиболее жестко регулируется рекламными законодательствами многих стран. Наступление ведется и на рекламу особо калорийных продуктов питания, потребление которых приводит к ожирению. Многие компании, производящие такую продукцию добровольно вводят ограничения на рекламу. Например, компания «Mars» ввела ограничение на рекламу своих шоколадных батончиков, согласно которому реклама не должна быть направлена на детей младше 12 лет . В отношении жестко регулируемых товарных категорий имиджевая реклама – является единственным выходом из создавшегося положения. Реклама не должна открыто призывать к их употреблению, а делать это завуалировано, связывая акт потребления с такими потребительскими мотивами как престиж, мода, эстетическое удовольствие, приключения, уподобление определенной социальной группе и др. Например, реклама пива «Клинское» ориентируется на активную молодежь, пива «Сибирская корона» – на состоявшихся, успешных людей, пива «Три медведя» – на мужчин с патриархальных взглядом на жизнь, работу и отдых.

Таким образом, в отношении использования в рекламе страха и других отрицательных эмоций можно дать несколько важных рекомендаций:

  • Определяя целесообразность использования отрицательных эмоций в рекламе, следует отделять процесс запоминания информации от процесса принятия решения о покупке. Хорошая запоминаемость не гарантирует увеличения объема продаж.
  • Рекламу от «противного» лучше не использовать. В крайнем случае, за угрозой должно следовать спасительное решение.
  • Негативная эмоция не должна иметь посыл в будущее время, а использоваться в настоящем или прошедшем времени. «Болит живот (настоящее время)? Пей лекарство (желаемое будущее)!»
  • В рекламе следует идти от негативной неопределенности – к адресному сообщению – «Многие люди страдают от авитаминоза. Вам поможет «Алфавит»».
  • Следует деликатно и с пониманием обсуждать неприятные для покупателя темы. Откровенное обсуждение проблемы и выставление ее напоказ может отпугнуть потребителя. Сработает закон: поиск приятного, избегание неприятного.
  • Можно использовать вымышленных рекламных персонажей, чтобы показать в рекламе внутренние процессы организма, механизмы работы лекарственных или косметических средств, протекание болезни и т.п.
  • Можно использовать прием «вербальной упаковки» – щадящих выражений для обозначения физических недостатков.
  • Решение проблемы должно быть изображено более значимым и выразительным, чем заявленная проблема.
  • Решение визуально должно быть приближено к зрителю, а проблема – визуально удалена.
  • Проблема и решение могут быть визуально тождественны (например, в процессе использования приема «До и после»), но рекламный довод должен быть очень сильным.

Чувственность, а именно умение воспринимать мир во всем его многообразии — один из главнейших путей познания себя и раскрытия собственной сексуальности и удовлетворенности жизнью, что для женщины, в силу ее природы, особенно важно. Наша чувственность проявляется каждый раз, когда мы слышим шум волн, вдыхаем аромат чая, танцуем под любимую музыку, — то есть становится неотъемлемой частью повседневной жизни, даря радость и наслаждение. Мы можем сделать большой шаг вперед в стремлении достигнуть гармонии с собственным телом, если мы активно привлечем к этому свою чувственность.

Подавляя опасные либо негативные чувства и переживания тела, человек приходит к внутренним конфликтам. Так, травмы и разочарования, накапливаясь, приводят к разладу между чувствами, разумом и телом, человек утрачивает ощущение внутренней целостности, мир в душе, свежесть восприятия и уже не может по‑детски любоваться жучком на траве и ценить простые радости жизни.

Простое ощущение может дать удивительно богатый опыт, то переживание, которое мы часто отрезаем, живя «головой». Наши органы чувств — это двери к нашей собственной сущности, и мы легко можем открыть эти двери снова. Многие упражнения для развития чувственности основаны на обычных действиях, но эти действия дают естественную возможность открыть свое отношение к окружающему, развить осознание того, что мы делаем. Вот несколько простых способов, которые помогут разбудить свои чувства.

Почувствовать свое тело

Устройтесь поудобнее и сосредоточьтесь на своих телесных ощущениях в целом. Дайте своему вниманию блуждать по различным частям тела, «пройдите» мысленно вниманием все тело. Какие части у себя вы чувствуете? Отметьте боли и зажимы, которых вы обычно не замечаете. Познакомьтесь с разными частями своего тела, почувствуйте, как они соприкасаются с одеждой, полом или диваном, тепло ли, холодно, удобно ли им. А затем постарайтесь ощутить свое тело как единое целое. Позвольте увидеть все хорошее, что есть в вашем теле, которое верно вам служит, всегда готово прийти на помощь. Посмотрите, какое это привлекательное тело, скажите себе, что вы любите ваше тело таким, какое оно есть, и с удовольствием будете заботиться о нем. Если отдельные части тела ускользали от осознания, поговорите с ними, поблагодарите их. Послушайте, что они попросят: диету, физкультуру или, может, поход в консерваторию и массаж?

Позвольте увидеть все хорошее, что есть в вашем теле, которое верно вам служит, всегда готово прийти на помощь.

Узнать, как тело ощущает разные эмоции

Где вы ощущаете гнев, страх, горе, любовь? Как вы узнаете, что вам хорошо, больно, скучно или страшно? Как вы узнаете, что доверяете или не доверяете кому‑то? Как вы узнаете, что вы счастливы или печальны? Вспомните, когда вы последний раз плакали от смеха и последний раз горько рыдали. В обеих ситуациях слезы текли из глаз, но разве вы не знали, что это разные слезы? Из каких ощущений в теле вы все это понимали?

В следующий раз, когда вы будете сердиться, расстраиваться, огорчаться, бояться или чувствовать покой, спросите себя: какой частью тела я испытываю это чувство? Какие характерные ощущения у этого чувства?

Погрузиться в волшебство ароматов

Соберите небольшую коллекцию разных запахов. Это могут быть благовония, травы, масла, фрукты или специальные коллекции ароматов — все, что вы хотите.

Завяжите плотной тканью глаза и по очереди вдыхайте каждый аромат. Попробуйте словами описать то, что вы чувствуете, текстуру, глубину, нюансы аромата и вызываемые им образы и ассоциации.

Потренировать осязание

Соберите разные предметы, которые интересны и приятны на ощупь. Чаще всего для этого упражнения используются кусочки разных видов тканей: органза, шёлк, тафта, мех, замша, лён и так далее. Как и в предыдущем случае, фантазию можно не ограничивать — в качестве подопытных образцов подойдет абсолютно все, в том числе и кора деревьев, шишки, камешки, веточки, перья, бижутерия и мелкие детские игрушки. Также завяжите глаза и погрузитесь в мир ощущений от соприкосновения с тем или иным предметом. Постарайтесь определить, что это за предмет, отметить, как и чем он отличается от остальных, какие эмоции и ощущения вызывает, что вы чувствуете, прикасаясь к нему.

Окунуться в звуки

Возьмите в привычку мысленно включать усилитель для одного из органов чувств, делая свои обычные рутинные дела. Например, поход в магазин может стать одновременно походом за звуковыми открытиями: постарайтесь услышать и воспринять все возможные шумы, голоса, звуки, которые окружающих вас. Может быть, какие-то из них оставались незамеченными или вызывают какие-то приятные (или не очень) ассоциации.

Вспомните какую-нибудь мелодию: проиграйте ее про себя, а затем тихонько напойте и сравните с оригиналом.

Вспомните какой-то звук из детства, который вызывает у вас приятное воспоминание, ощущение покоя. Для одних это песня матери, для других — шум леса или крики чаек над волнами. Мысленно возвращаясь к таким звуковым воспоминаниям, мы не только тренируем эту область чувств, но и можем использовать эти яркие образы из детства, чтобы гармонизировать свое эмоциональное состояние.

Техник развития чувственного восприятия великое множество — поняв общий принцип, можно бесконечно придумывать свои собственные способы расширить спектр своего восприятия. Важным остается следующее: развивая, а скорее даже вспоминая способность осознавать свою телесно‑чувственную природу, мы строим мост между мыслями, действиями и эмоциями. А так мы можем запустить процесс их осознания и трансформации, соединения в единое целое, что позволяет найти внутренние ресурсы для необходимых изменений. Очень часто психологическая зрелость и внутренняя гармония рождаются в процессе освобождения жизни тела, развития осмысленного диалога с собственными чувствами и разумом, помогая заново обрести себя и сделать шаги к полноценной самореализации.