Почему илон маск не должен быть примером для подражания в бизнесе. Почему илона маска не любят в россии Другие проекты Илона Маска

Илон (Элон) Рив Маск (англ. Elon Reeve Musk) — канадско-американский инженер, предприниматель, изобретатель, инвестор. Илон Маск — основатель компаний Paypal, SpaceX, Tesla, а также член совета директоров компании SolarCity, основанной его двоюродными братьями.

Ранние годы и детство Илона Маска

Мать — Мей Маск , была моделью и известным диетологом. Отец — Эррол Маск , — пилот, моряк и инженер. Зарабатывал консультациями.

В семье было трое детей: Илон, Кимбал и дочь Тоска. Мей и Эррол развелись, когда дети были маленькими. Но они остались с отцом, и Эррол Маск смог воспитать успешных детей.

В детстве Илон был необычным ребенком, много читал. Как вспоминал его отец, как-то Илон, когда ему было три или четыре года, спросил у него: «Где заканчивается и начинается мир?».

На фото слева: в возрасте 12 лет с рыбой, которую поймал на семейной рыбалке в Южной Африке. На фото справа: с братом и сестрой (Фото: eastbaytimes.com)

Илон и Кимбал учились в Pretoria Boys High School. Илон окончил школу с отличными отметками по физике и информатике. При этом в школе Маску приходилось нелегко в отношениях с другими детьми, после одного из избиений ему пришлось восстанавливать сломанный нос, говорится в биографии Илона Маска в Википедии.

С детства Илон много читал, любил фантастику, от Жюля Верна до Азимова , Хайнлайна и Толкина . Роман Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» помог ему справиться с личностным кризисом в четырнадцать лет, а книги «Академия» и «Луна — суровая хозяйка» пробудили в Илоне интерес к космосу, говорится в биографии Маска на сайте «Мир фантастики».

Когда Илону Маску было 10 лет, он получил в подарок первый компьютер Commodore VIC-20, который использовал для программирования, уже в 12 лет он продал за 500 долларов свою первую программу, игру Blastar, в которой можно было стрелять по инопланетянам из лазерной пушки.

На фото слева: Илон Маск с мамой, братом и сестрой. На фото справа: отец Илона Маска (Фото: notjustrich.com)

Чтобы избежать призыва в армию в ЮАР, мальчики уехали в Канаду к матери. Отмечается, что деньги на поездку Маск добыл сам, с помощью продажи акций фармацевтической компании.

В 19 лет Илон поступил в Королевский университет в Кингстоне, Онтарио. В 1992 году Маск переехал в США и поступил в Пенсильванский университет, где получил степень бакалавра наук по физике колледжа искусств и наук, а также степень бакалавра по экономике Уортон школы бизнеса. Со временем перешел в Стэнфорд, но обучение не закончил.

Карьера Илона Маска

Zip2 — первая компания, которую организовали совместно братья Маск в 1996 году. Они занимались производством программного обеспечения. Их проектом был цифровой аналог «Жёлтых страниц», с помощью которого в любом районе Сан-Франциско можно было найти ближайшую пиццерию. Стартап развивался не так быстро, как хотелось Илону, но трудолюбие позволило вывести его на такой уровень, что им заинтересовались инвесторы. Вскоре фирма Compac приобрела Zip2 за 307 миллионов долларов, 22 миллиона достались лично Илону Маску и он в 27 лет стал миллионером.

В марте 1999 года Илон Маск стал одним из основателей X.com (вложив 12 млн собственных сбережений), намереваясь сделать революцию в сфере банковских платежей. Уже в 2000 году произошло слияние компаний X.com и Confinity, тем самым объединились системы X.com и PayPal. Маск требовал для нового образования бренд X.com вместо PayPal. Это вызвало разногласия внутри организации, и Илон по решению Совета директоров ушел в отставку. Но стратегически и экономически Маск снова сделал верный ход. В октябре 2002 года PayPal была куплена eBay за 1,5 млрд долларов, а Илон за свои 11,7% акций получил 175 млн долларов.

На фото (слева направо): Питер Тиль и Илон Маск (Фото: strumpeople.com)

Илон Маск и SpaceX

В июне 2002 года Маск основал свою третью компанию — SpaceX. Эта компания Илона связана с космическими разработками, целью ее создания было сокращение расходов на полеты в космос, способствование его освоению и в частности, будущая колонизация Марса.

Илон Маск стал главным инженером и СЕО SpaceX. 24 марта 2006 года состоялся первый для компании запуск ракеты-носителя Falcon 1, но он завершился аварией. Однако в том же году компания SpaceX стала одним из победителей в конкурсе НАСА Commercial Orbital Transportation Services (COTS), получив суммарное финансирование в размере 396 млн долларов, для разработки и демонстрации ракеты-носителя Falcon 9 и корабля Dragon.

На фото: SpaceX Falcon 1 с воздуха вскоре после запуска, когда он поднимается над островом Омелек, на Маршалловых островах. 2006 год (Фото: wikipedia.org)

28 сентября 2008 года состоялся первый успешный запуск ракеты-носителя Falcon 1 и вывод полезной нагрузки на орбиту. Благодаря энергичным действиям Илона Маска, в компании разработаны два типа потенциально многократных ракет-носителей: Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon.

На фото: Элон Маск, генеральный директор и технический директор SpaceX, представляет космический корабль SpaceX Dragon V2 в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, 2014 год (Фото: AP Photo/TASS)

В декабре 2008 года NASA подписало с компанией контракт на сумму 1,6 млрд. долларов на 12 запусков носителя Falcon 9, а затем и космического корабля Dragon к МКС, в качестве замены кораблей Space Shuttle после прекращения программы их запуска в 2011 году.

Дальнейшими достижениями SpaceX стали: запуск корабля Dragon, который был выведен на орбиту и возвращен на Землю 8 декабря 2010 года, первая в истории посадка первой ступени на землю, выполненная после вывода полезной нагрузки на околоземную орбиту (22 декабря 2015 года), первая успешная посадка первой ступени ракеты-носителя Falcon 9 на морскую платформу Autonomous Spaceport Drone Ship (8 апреля 2016 года) и первый запуск и посадка использованной ступени ракеты-носителя Falcon 9 (31 марта 2017 года).

На фото: основатель SpaceX Илон Маск во время выступления на 67-м Международном астронавтическом конгрессе в Гвадалахаре, Мексика. Маск подробно остановился на своих планах по колонизации Марса, 2016 год (Фото: AP Photo/Refugio Ruiz/TASS)

Одной из фантазий Маска было освоение Марса. По мнению Илона, исследования Марса позволят установить цену на транспортные полеты на планету на уровне $ 500 тыс., что «вполне приемлемо» для жителей развитых стран, а также положить начало освоению других планет.

«Мне нравится участвовать в проектах, которые меняют мир. Это сделал интернет, и космос, вероятно, изменит мир больше, чем, что бы то ни было. Если человечество сможет выйти за пределы Земли, очевидно, что там будет его будущее» — утверждал предприниматель.

Илон Маск неоднократно высказывался за колонизацию Марса, в том числе он предлагал сбросить на полюса Марса термоядерные бомбы, чтобы нагреть поверхность планеты и сделать ее пригодной для жизни.

В апреле 2016 года вышла новость, что корабль Red Dragon («Красный дракон») компании SpaceX не позднее 2018 года полетит на Марс. Есть версия, что Илон Маск, глава SpaceX, именно таким образом отреагировал на сообщение о начале реализации в «железе» перспективного российского космического корабля «Федерация».

SpaceX планирует миссию в 2018 году на Марс (Фото: SpaceX/ZUMAPRESS.com/Global Look Press)

Во время экспедиции на Марс будут отработаны технологии доставки на поверхность планеты больших грузов, передает Twitter компании. В случае успеха миссии SpaceX станет первой частной компанией, отправившей корабль на Марс.

В мае 2017 года СМИ сообщили о том, что американская компания Elysium Space продает места на космическом корабле для праха умерших. На орбиту Elysium Space выведет ракета-носитель Falcon 9 компании Илона Маска Space X.

Сообщается, что за 2,5 тысячи долларов родственники могут отправить останки своих родных в космос, где «звездный катафалк» будет кружить по орбите Земли два года, после чего войдет в атмосферу и сгорит.

В сентябре 2017 года глава компании SpaceX Илон Маск сообщил о возможности использования многоцелевой ракеты для полетов в любую точку Земли за полчаса.

«Долетите до большинства мест на Земле менее чем за 30 минут и куда угодно менее чем за 60. Стоимость билета должна быть примерно такой же, как за полноценный билет на самолет экономического класса», — написал Маск в Instagram.

Для новой ракеты под рабочим названием BFR будут использованы предыдущие достижения компании, как сообщали РИА «Новости». Ракета может заменить Falcon 9 и Dragon, она же может быть использована для полетов на Луну и Марс. Отмечается, что ракета BFR будет дозаправляться после выхода на околоземную орбиту, а потом лететь к пункту назначения, технология позволит летать на Луну и обратно.

Tesla Илона Маска

В 2003 году Илон организовал компанию, которую назвал в честь Николы Теслы «Tesla Motors». Сферой деятельности этой компании является создание экологически чистых электромобилей.

В 2008 году Tesla Motors выпустила первый электромобиль «Tesla Roadster». Автомобиль раскритиковали, но Илон Маск и его компания работали над усовершенствованием машины и уже в 2011 году была представлена модель Tesla Model S.

Tesla Roadster (Фото: CarrrsMag.com)

27 сентября 2012 была запущена революционная сеть супер-заправок для путешествия на дальние дистанции. Были апробированы два электроавтомобиля Tesla Model S, которые с 28 января по 2 февраля 2014 года совершили путешествие с западного побережья до восточного. Для подзарядки использовались только «суперчарджеры» (электро-заправочные станции). Поездка из Лос-Анджелеса заняла 76 с половиной часов, и стоила $ 0, установив тем самым рекорд Гиннеса.

Tesla Model S (Фото: tesla.com)

В конце 2014 года, Tesla Motors представила Tesla Model X — новый электромобиль-кроссовер. В 2016 году была представлена новая бюджетная модель — Tesla Model 3. На 2016 год цена акции компании достигает отметки в $ 231,55, рыночная капитализация составляет $ 29 млрд. Tesla Model 3 построена на новом шасси. Базовая версия электрокара сможет ускоряться с места до 96 километров в час менее чем за шесть секунд, а топовая — за 4 секунды. Запаса батарей хватит на 350−400 километров пробега. Стоимость Model 3 будет начинаться от 35.000 долларов.

Tesla Model X (Фото: tesla.com)

В 2016 году «Тесла» получила не менее 373 тысяч заявок на покупку своей самой доступной модели — Model 3. Маск заявил, что в связи с очень большим количеством заказов на автомобиль компания постарается «увеличить объемы производства настолько быстро, насколько это возможно». Тогда же Илон Маск выпустил перспективный план развития деятельности Tesla, пообещав, что уже в 2017 году будут презентованы новые модели транспорта, которые работают на электрической энергии: тяжелые грузовые автомобили и городской пассажирский транспорт.

Илон Маск также заявил, что Tesla Motors вполне может создать летающий автомобиль, для того чтобы он просто был, но гораздо сложнее сделать его тихим и безопасным. «Вряд ли люди будут рады ревущей над их головами машине», — цитировали СМИ слова Маска.

В марте 2017 года в новостях сообщали , что компания Tesla намерена открыть свои представительства, шоу-румы и сервисные центры в Москве и Санкт-Петербурге.

Hyperloop Илона Маска

В 2012 году Маск, кроме объявления о своих планах по покорению космоса, анонсировал еще один проект — высокоскоростной трубопроводный пассажирский транспорт Hyperloop («гиперпетля»). В 2012 году Маск заявил в интервью, что новое транспортное средство станет в 2 раза быстрее самолета и в 3−4 раза — скоростного поезда, будет безопасным и работать на солнечной энергии, при этом Hyperloop станет намного дешевле проекта California High-Speed Rail*. В январе 2015 года Илон Маск также сообщил о желании построить пробную трассу Hyperloop длиной 5 миль в Техасе.

Проект высокоскоростного трубопроводного пассажирского транспорта Hyperloop (Фото: hyperloop.com)

Сооснователь Hyperloop One Шервин Пишевар выражал надежду на сотрудничество с российскими властями, в частности, говорил о перспективе использования таких поездов для перевозки китайских товаров в Европу через территорию РФ, в новостях писали о возможном использовании технологии на маршруте Москва — Лондон.

Летом 2017 года власти США выдали Илону Маску разрешение на начало работ по строительству тоннеля между Нью-Йорком и Вашингтоном для реализации проекта Hyperloop. Бизнесмен обещает, что его проект поможет жителям этих двух городов преодолевать расстояние в 250 км между ними менее чем за полчаса.

Общественная деятельность Илона Маска

Еще один из перспективных проектов Илона Маска — это SolarCity. Компания занимается производством солнечных панелей для выработки электроэнергии. SolarCity — один из ведущих поставщиков таких панелей во всем мире.

Solarcity, одного из крупнейших в мире установщиков солнечных систем (Фото: solarcity.com/TASS)

Миллиардер Илон Маск не забывает о благотворительности. Илон стал председателем правления благотворительного фонда Musk Foundation. В январе 2015 года фонд пожертвовал 10 млн долларов для Института будущего человечества — на исследования контроля над искусственным интеллектом.

Слова президента России Владимира Путина о создании искусственного интеллекта Илон Маск прокомментировал весьма оригинально:

«Я думаю, что гонка за лидерством в сфере искусственного интеллекта скорее всего приведет к Третьей мировой войне», —

«Илон Маск услышал определенные вещи об ее поведении, которые его категорически не устроили. Эмбер может быть очень эгоистична и часто манипулирует другими», — сообщал источник из близкого окружения пары.

Доходы Илона Маска

В августе 2017 года Forbes сообщил, что состояние Илона Маска, чуть не обанкротившегося после запуска Tesla Motors и ракетной компании SpaceX, впервые превысило $ 20 млрд. В ежегодном списке богатейших технологических миллиардеров. Маск занял 12-е место с $ 20,7 млрд, опередив соучредителя корпорации Microsoft Пола Аллена ($ 20,5 млрд) и председателя совета директоров компании Alphabet Эрика Шмидта ($ 12,4 млрд). Сообщается, что с марта 2017 года, по версии Forbes, Илон Маск разбогател почти на $ 7 млрд.

Эти данные издание пояснило ростом капитализации SpaceX, стоимость которой была оценена в $ 21 млрд. Маску принадлежит более половины SpaceX.

В то же время в биографии Маска в Википедии говорится, что в июле 2017 года он занял 80-е место в списке самых богатых людей мира с 16,1 млрд долл.

В декабре 2016 года Илон Маск занял 21 место в списке самых влиятельных людей мира, составленном Forbes.

Илон Маск в кино

Илон Маск очень популярен в США. По словам Джона Фавро , режиссёра фильма «Железный человек» (2008), Илон Маск послужил прообразом Тони Старка, которого сыграл Роберт Дауни-младший . В 2010 году Маск появился в фильме «Железный человек 2» в роли самого себя (по сюжету Илон — приятель Тони Старка).

Кадр из фильма «Железный человек-2»

Илон Маск озвучил камео в 12 эпизоде 26 сезона мультсериала «Симпсоны», вышедшеем 25 января 2015 года. В 9 эпизоде 9 сезона сериала «Теория большого взрыва» Маск также сыграл камео. В 2017 году снялся в комедии «Почему он?» в роли самого себя.

Маск умеет водить самолет. Илон владел самолетом Aero L-39 Albatros чехословацкого производства, реактивным самолетом Dassault Falcon 900. В октябре 2013 года Маск выкупил на аукционе за 997 тысяч долларов автомобиль-субмарину Wet Nelliе из фильма 1977 года о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил».

* High-speed rail — Калифорнийская высокоскоростная железнодорожная магистраль, находящаяся в настоящее время в процессе строительства, которая соединит Лос-Анджелес с Сан-Франциско. Заявленная скорость поездов составляет до 220 миль (350 км/ч) в час, обеспечивая поездку в один конец за 2 часа 40 минут. Строительство началось в 2015 году, а его завершение ожидается в 2029-м.

По результатам опроса компании First Round Capital, сегодня Илон Маск - самый вдохновляющий пример для предпринимателей. Этот человек помимо прочего основал компанию, которая запускает ракеты-носители чаще, чем… Россия. Пожалуй, его советы начинающим бизнесменам достойны внимания. Бонусом публикуем несколько упражнений для будущих Илонов Масков.

Добивайтесь критики

Критика, как тренировка в спортзале: сначала тяжко, зато потом заметен результат. Это лучшая помощь начинающему бизнесмену.


- Когда я беседовал с кем-то о Tesla Model S, я не очень-то хотел знать о достоинствах машины. Я хотел знать о ее недостатках.

Бросайте вызов реальности

Эйнштейн говорил, что невозможно решить проблему, используя то же мышление, что вызвало ее. И Маск с этим полностью согласен. К примеру, раньше все были уверены: источники энергии просто не могут стоить дешево. Маск бросил вызов этому стереотипу и создал Tesla Energy - возобновляемые источники энергии для домов и офисов.

Даже если вы не создаете революционный продукт, Маск советует задавать вопросы каждый раз, когда слышите фразу «вот как заведено и так будет всегда». Не поддавайтесь стереотипам: пытайтесь сами разобраться, как все устроено и сделайте «почему?» своим любимым вопросом.


Тесламобиль Илона Маска под Лос-Анджелесом в тоннеле Илона Маска
Источник: Instagram

Упражнение

  1. Запишите свою самую большую проблему, неважно, личную или профессиональную.
  2. Разделите ее на базовые компоненты.
  3. Придумайте, как можно улучшить каждый из них (возможно, что-то нужно изменить или перекомпоновать).

По такому же принципу работают бизнес-аналитики, когда проводят аудит какой-либо компании. Если вам сложно сделать это самостоятельно, то жмите на баннер и заказывайте профессиональный аудит.

Фокусируйтесь на важном

Илон Маск не единственный миллиардер, «проповедующий» важность расстановки приоритетов:

Маск следует тем же принципам.

Илон Маск, изобретатель, инженер, предприниматель и миллиардер:
- В Tesla мы не потратили ни цента на рекламу. Мы вкладывали все средства в исследования и опытно-конструкторские работы, проектирование, дизайн и производство, чтобы создать лучший из возможных автомобилей. Когда мы оцениваем возможные траты, мы задаемся вопросом: «Сделает ли это продукт лучше?». Если нет, мы не станем тратить на это деньги.

Правда, не стоит воспринимать слова Маска буквально и сворачивать рекламную активность. Он лишь рассуждает о приоритетах Tesla. Для вашего бизнеса инвестиции в продвижение могут быть актуальнее.

Упражнение

  1. Составьте список из 20 целей на следующий год.
  2. Сократите его до 5 пунктов. Сконцентрировавшись на главном, вы сможете быстрее развиваться в этих проектах. Сузить его сложно, но возможно.

По этому поводу есть еще более суровый совет начинающему предпринимателю, открывающему свой бизнес - выбрать одну приоритетную задачу и посвятить все силы только ей.

Допустите возможность неудачи

Илон Маск уверен: бездействие часто вызвано страхом провала. А это опасная ошибка начинающего бизнесмена! Мы не претендуем на работу мечты, потому что боимся не получить ее. Мы не начинаем свое дело, потому что опасаемся впустую потратить деньги.

Маск допускал возможность провала и для SpaceX продумал такую тактику: потратить не более 100 млн долларов - этого достаточно, чтобы три раза запустить ракету. В итоге первые два старта были неудачными, зато успешный третий принес его компании контракт на 1,6 млрд. долларов от NASA.


Посадка первой ступени ракеты Falcon

Чтобы понять мышление Маска, вспомним сначала, как он говорит. Например, что бы сказал обычный ребёнок: «Я боюсь темноты. Когда темно, на меня могут напасть монстры, а я не смогу защититься». И что сказал в интервью Маск: «В детстве я очень боялся темноты. Но потом понял, что темнота - это просто отсутствие фотонов в видимой части спектра. Тогда я подумал, что как-то глупо пугаться отсутствия фотонов. С тех пор я больше темноты не боялся».

Этот своеобразный «язык Маска» описывает действительность точно такой, какая она есть. И так Маск думает обо всех жизненных сферах. Например, он сказал, что стал проще относиться к смерти, когда у него появились дети.

Дети - это вроде бы вы сами. Они - это наполовину вы на аппаратном уровне. А схожесть на программном уровне зависит от того, сколько времени вы с ними проводите.

Илон Маск

Когда мы с вами смотрим на детей, мы видим маленьких, милых, но ещё глупых людей. Когда Маск смотрит на своих , он видит пять своих любимых компьютеров. Посмотрев на вас, он увидит компьютер. Посмотрев в зеркало, он тоже увидит компьютер - свой собственный.

Если подходить буквально, всё так и есть. Самое простое определение компьютера - предмет, который хранит и обрабатывает данные. Наш мозг тоже это делает. Если думать о нём как о компьютере, замечаешь разницу между своим аппаратным и программным обеспечением.

Аппаратное обеспечение компьютера - это микросхемы, провода и остальные физические компоненты. Для человека это мозговые полушария, с которыми он рождается. Они определяют его , врождённые таланты и слабости.

Программное обеспечение компьютера - это программы, процедуры и правила обработки информации. А для человека это его мировоззрение, модели мышления и способы принятия решений.

Жизнь - это поток входящей информации, которая поступает в мозг через органы чувств. Именно наш «софт» фильтрует эти входные данные, обрабатывает и структурирует их, а потом использует, чтобы сгенерировать выходные данные - решение.

«Аппаратное» обеспечение можно представить как кусок глины, который нам выдают при рождении. Конечно, не вся глина одинаковая. Но именно «софт» повлияет на то, в какой инструмент эта глина превратится.

Он постоянно дорабатывает свой «софт»

Структура «софта» у Маска, как и у остальных людей, начинается с ячейки «Желания».

В ней находятся ситуации, которые вы хотите перевести из состояния А в состояние Б. Например:

  • «У меня мало денег» → «У меня больше денег»;
  • «Мне не нравится моя работа» → «Мне нравится моя работа»;
  • «Я не умею играть на виолончели» → «Я умею играть на виолончели»;
  • «В Чаде много бедных» → «В Чаде чуть меньше бедных»;
  • «Я пробегаю 5 км за 25 минут» → «Я пробегаю 5 км за 20 минут».

Затем идёт ячейка «Реальность». В ней то, что может произойти в действительности.

На пересечении этих двух ячеек - возможные . Из них вы выбираете, что перевести из состояния А в состояние Б.

Чтобы изменить что-то, вы прикладываете усилия. Тратите время, ресурсы, умственную и физическую энергию, используете свои таланты и связи. Выбрав цель, вы определяете наиболее эффективный способ её достижения. Это ваша стратегия.

Пока всё просто. И не сильно отличается от того, как думаем мы с вами.

Но «программное обеспечение» Маска так эффективно не из-за своей структуры, а благодаря тому, что он использует его как учёный.

Как научиться думать как Илон Маск

1. Создавайте каждый компонент своего «софта» с нуля

Маск называет это «исходить из базовых принципов».

«Обычно люди мыслят оглядываясь на традицию или предшествующий опыт, - объясняет он. - Они говорят: „Так делали всегда, поэтому и мы так сделаем“ или „Так никто не делает, нечего и пытаться“. Но ведь это чушь. Стройте свои рассуждения с нуля - от базовых принципов, как говорят в физике. Возьмите самые основы и отталкивайтесь от них, тогда и увидите, работает ваше заключение или нет. А оно в итоге может отличаться или не отличаться от того, что делали до вас».

Маск постоянно применяет такое в жизни. При таком подходе принятие решения проходит в четыре этапа:

  1. Заполнить ячейку «Желания». Для этого нужно хорошо понимать самого себя и быть честным с собой.
  2. Заполнить ячейку «Реальность». Нужно максимально чётко представлять обстановку в мире и свои способности.
  3. Выбрать цель. Она должна быть осуществимой. Выбирайте её, тщательно взвесив все варианты.
  4. Сформировать стратегию. Опирайтесь на свои знания, а не на то, как обычно делают другие.

2. Вносите поправки с поступлением новой информации

Вспомните математические задачи на доказательства. Например:

  • Дано: A = B.
  • Дано: B = C + D.
  • Следовательно: A = C + D.

В математике всё точно. Данные в ней конкретны, а выводы бесспорны. Исходные положения в ней называют аксиомами, они верны на 100%. Когда мы делаем выводы из аксиом - получаем следствия, - можно не сомневаться, что и они на 100% верны.

В других науках нет аксиом и следствий, и тому есть веская причина. Например, ньютоновский закон всемирного тяготения долгое время считался непреложным. Но потом Эйнштейн доказал, что Ньютон смотрел на всё слишком узко, как и те, кто раньше считал Землю плоской.

Если взглянуть шире, оказывается, что закон Ньютона не действует в определённых условиях. А вот общая теория относительности действует. Казалось бы, нужно считать абсолютом её. Только вот появилась квантовая механика, которая доказала, что общая теория относительности неприменима на молекулярном уровне.

В естественных науках нет аксиом и следствий, потому что в мире нет ничего абсолютного. Всё, что нам таким кажется, может быть опровергнуто.

Учёные строят теории на объективных данных и принимают их за истину. С появлением новых данных теорию можно откорректировать или опровергнуть. В обычной жизни невозможно построить настоящую научную теорию. Жизнь не поддаётся точному измерению. Максимум, что мы можем - высказать догадку, основываясь на имеющихся данных. В науке это называется гипотезой. То есть:

  • Дано (на основе того, что я знаю): A = B.
  • Дано (на основе того, что я знаю): B = C + D.
  • Следовательно (на основе того, что я знаю): A = C + D.

Протестировать свою гипотезу можно только с помощью действия. Вы прикладываете усилия и смотрите, что из этого получится.

В процессе вы получаете обратную связь из внешнего мира. У вас рождаются . Теперь ваша стратегия требует поправок.

Но этим дело не ограничивается. Ячейка с желаниями отражает только ваши стремления в определённый момент. Желания меняются, вы сами постоянно меняетесь. Поэтому нужно регулярно обдумывать, чего вы хотите, и вносить поправки.

Ячейка «Реальность» тоже не статична. Ваши способности со временем развиваются, а мир меняется. То, что было возможным десять лет назад, значительно отличается от того, что возможно сейчас. Не забывайте поддерживать эту ячейку в актуальном состоянии.

Помните, что ячейки символизируют ваши текущие гипотезы, а круги - источники новой информации. Именно круги определяют, как изменится гипотеза. Если не обновлять данные в них, информация в ячейках устареет.

Итак, внизу мы видим процесс формирования целей, а вверху - процесс их достижения. Но цели со временем тоже меняются, ведь они возникают на пересечении ваших желаний и реальных возможностей. Поэтому не забывайте проверять, важна ли всё ещё для вас та или иная цель.

Для этого время от времени отрывайтесь от текущих дел и обдумывайте свою жизнь. Возможно, то, над чем вы сейчас работаете, больше не попадает в ваш список целей. Значит, пора что-то поменять: разорвать отношения, переехать, изменить точку зрения.

Такое мышление - гибкая система, основанная на прочных базовых принципах. Она создана подвижной и способна меняться в зависимости от ваших нужд.

Поможет ли решение совета директоров сделать компанию самой дорогой в мире - или сэкономит на гонораре генеральному директору.

В закладки

Для миллиардера, который сам сколотил своё состояние, Илон Маск, похоже, мало что знает о том, как зарабатывать деньги - по крайней мере, для себя. По новым правилам зарплата и компенсационный пакет генерального директора Tesla полностью зависят от его способности превратить начинающего автопроизводителя в одну из самых ценных компаний в мире. А ещё от долгосрочного роста рыночной стоимости, доходов и прибыли.

Работа Маска будет оплачиваться акционерными опционами, которые разделены на серию в 12 траншей на предстоящие десять лет. Чтобы получить каждый из них, Маск должен достичь двух поставленных целей, одна из которых связана с рыночной стоимостью Tesla, а другая - с доходами и прибылью компании.

Для каждого транша рыночная стоимость Tesla должна увеличиваться на $50 млрд. Если Маск сможет реализовать все 12 целей и увеличить текущую стоимость Tesla, составляющую $59 млрд, до поразительных $650 млрд, его премия может составить $55 млрд. Это хорошая для него новость.

Если в течение следующих десяти лет стоимость Tesla вырастет на 80% или 90%, то моя компенсация будет равна нулю.

Илон Маск

Газете The New York Times

Маск получает минимальную заработную плату в соответствии с законами Калифорнии, но он сказал Times, что не обналичивает чеки.

Это, скажем так, сильный шаг. Times назвала это, возможно, «самым смелым планом оплаты в корпоративной истории». Впрочем, Business Insider посчитал его бредовым. Потому что, несмотря на 17-кратное увеличение доли Tesla на рынке за последние несколько лет, она далека от прибыльности.

В какой-то момент в прошлом году Tesla теряла около $8 тысяч каждые 60 секунд, если верить Bloomberg News. У компании есть давняя склонность пропускать установленные дедлайны, иногда - на несколько лет. Только в этом месяце Tesla во второй раз отложила дату выпуска Model 3 - автомобиля, который может помочь компании стать прибыльной или разрушить её.

Компенсационный пакет ещё должен быть одобрен акционерами, но если инвесторы согласятся с этим, для них это отличная новость: либо Tesla становится одной из самых успешных компаний в мире, либо экономит на зарплате генерального директора. Это потенциально полезно и для сотрудников, каждый из которых имеет в компании долю и лично заинтересован в её успехе.

Но для компании, чья идентичность связана с её генеральным директором, это весомая ставка на будущее. Это подталкивает Маска к радикальному успеху. Возможно, за счёт создания стабильного, достаточно прибыльного бизнеса. Есть много причин думать, что Маск не сможет даже приблизить Tesla к этим целям. И совсем немногие думают иначе.

Начнём с того, что Tesla - необычный автопроизводитель. Под руководством Маска вокруг компании выстроилась база поклонников, чья поддержка граничит с фанатизмом.

Сотни тысяч людей внесли залог в $1000 за Model 3 в 2016 году - более чем за год до того, как была озвучена спецификация, представлен интерьер и названа окончательная цена. Компания смогла преодолеть финансовый кризис 2008 года, который заморозил венчурное финансирование и подорвал рынок автопродаж.

Благодаря Tesla сменился популярный образ электромобиля - теперь это не гольфкар, а спортивный автомобиль. Компания создала первый полуавтономный автомобиль и впервые использовала беспроводное обновление программного обеспечения, чтобы улучшить уже проданные автомобили.

Отличная работа, но всё это не может убедить акционеров в том, что Tesla в состоянии заработать огромную сумму денег в автопромышленности - отрасли с вековой историей, где конкуренты давно освоили управление сложными цепочками поставок, умеют работать в условиях ограниченной прибыли и соблюдать дедлайны. И теперь они применяют эти глубокие знания для создания своего собственного продвинутого оборудования и полуавтономных функций.

Возможно, преимущества конкурентов не имеют значения. Tesla - не автопроизводитель, или, по крайней мере, не только автопроизводитель. Она хочет стать вертикально интегрированной энергетической компанией, которая продаст вам солнечные батареи, чтобы поставить их на крышу.

И вы сможете производить свою собственную чистую энергию, использовать её, чтобы получать сумасшедшее удовольствие от управления автомобилем, и сохранять остатки энергии в гигантской батарее.

Чтобы подчеркнуть изменения, в феврале 2017 года Маск отбросил слово Motors из оригинального названия компании. Однако он не объяснил, как подобная вертикальная интеграция поможет Tesla в итоге.

Ничто из этого не имеет значения, потому что необычный компенсационный пакет Маска не делает ставку на Tesla как на автопроизводителя или на энергетический мегарынок. Это ставка на Илона Маска - провидца, человека, который видит невероятное будущее и заставляет людей поверить, что оно наступит.

Яркое сочетание предвидения и убедительности Маска всё более привлекательно сейчас, потому что всё вокруг стремительно меняется. Автомобили ездят сами. Всё больше людей не хотят владеть автомобилем.

Во множестве стран власти идут к запрету двигателя внутреннего сгорания. Каждый генеральный директор в автомобильной отрасли знает об этом и ломает голову, как поставить свою компанию в выгодное положение или как минимум выжить. Сейчас легче представить мир без General Motors или Ford, чем в самые тяжёлые дни рецессии.

Из-за этой шумихи и вышло, что срывы поставок Tesla и проблемы контроля качества имеют значение меньше, чем её уже легендарная репутация по созданию того, что кажется невозможным: сделать электромобиль классным, сделать самоуправление реальным, превратить обычных граждан в армию суперфанатов.

Другими словами, создание возможностей там, где другие их не видят. Стоит отметить, что Ford уволил генерального директора Марка Филдса в мае 2017 года главным образом потому, что тот не смог предложить чёткий путь в новое будущее.

Никто не знает, как изменится мир автомобилей, энергии и мобильности в ближайшие несколько лет или десятилетий. Но если для того, чтобы понять, вам нужно сделать ставку на кого-то и в процессе купаться в деньгах, имеет смысл выбрать Tesla.

Если компания ставит такие грандиозные цели, она будет достигать их не как автопроизводитель или поставщик энергии, а как компания, предлагающая будущее. И это будет сделано под руководством Маска, у которого точно найдётся несколько убедительных и странных идей о том, что делать с его премией в $55 млрд.

Стал не только важным технологическим событием мирового масштаба, но и, если можно так выразиться, знаковым для цивилизации в целом.

За кадрами трансляции, на которых новая ракета устремилась в небо и вывела сначала на околоземную, а потом на отлетную от Земли траекторию личный автомобиль Маска, следили миллионы глаз.

И не только потому, что это было красиво и никогда ранее вокруг нашей планеты не летал кабриолет с куклой за рулем.

Рациональных причин для восхищения, по крайней мере у тех, кто его испытал, несколько, ведь сразу ряд событий в этот день произошел впервые.

Впервые полетела сверхтяжелая ракета, разработанная частной компанией на собственные деньги. Отдельный успех — полетела с первого раза. Впервые при запуске подобной ракеты отработана схема одновременной мягкой посадки ее первых ступеней. К необычному виду космических ракет, двигатели которых не только запускают их в небо, но и мягко приземляют на землю, Маск приучил человечество совсем недавно.

Он продемонстрировал, что можно сохранять первые ступени ракет для многократных стартов и удешевлять пуски.

Однако точное, синхронное приземление сразу двух ступеней стало, пожалуй, самым захватывающим моментом всей миссии. Хотя бы потому, что раньше такого люди просто не видели. Синхронные пуски баллистических ракет человечество освоило, особенно в этом преуспели в КНДР, а вот синхронные посадки ракет — со времен Королева пока нет.

Старт баллистических ракет в КНДР

youtube.com

Наконец, впервые при помощи частной ракеты, то бишь на частные деньги, «нечто» было запущено не просто на околоземную орбиту, а на отлетную траекторию от Земли. И это частное нечто теперь действительно будет летать во внутренней части Солнечной системы, по-видимому, миллионы лет.

Однако сколь громким в мире был первый восторг от состоявшегося, пусть не во всем успешного (центральную ступень спасти не удалось) пуска, столь неоднозначной и полярной была реакция на него в России.

«Вот посадят хоть одну ракету, тогда поговорим. Вот запустят Falcon Heavy, тогда поговорим»,

— уже не известно, кто впервые на просторах рунета запостил этот «мемасик», но, согласитесь, насколько он точен и созвучен его смысл с ментальностью многих россиян?

У нас (да и не только у нас) не принято радоваться успехам предприимчивого соседа, а уж же тем более — успехам американского выскочки-миллиардера, который замахнулся едва ли не на последнее наше святое —

космос, который полвека назад мы, напрягаясь всей страной, подарили человечеству.

Однако и рациональные аргументы «скептиков» заслуживают перечисления.

А баба Яга против

Главный аргумент — Маск не сделал ничего нового, ракета не рекордная, такую и большую грузоподъемность имели советская «Энергия», лунная «Н-1» и тот же американский «Сатурн-V».

Имели, но сейчас их нет, как нет и нагрузки, для которой они строились. При этом для реализации таких проектов обе сверхдержавы напрягали столько сил,

что одна из них не выдержала и развалилась.

Частной же компании, которая развивает подобные проекты, сложно предъявить претензии в нецелевом расходовании средств, тем более что цель создания такой ракеты не политическая, а сугубо рациональная — полеты за пределы Земли и дешевые массовые запуски спутников.

Оболванил народ

Другой аргумент -

что за барство, запускать в далекий космос дорогостящую игрушку, от которой пользы человечеству ноль?

Что характерно, возмущаются этим не только далекие от космоса люди: мол, почему вместо своей Tesla Маск не отправил в космос что-то дельное?

«Представьте только, что с нами сделали бы журналисты и «эксперты» из соцсетей, если бы Роскосмос запустил ракету с болванкой на борту, одна ступень которой отработала не совсем точно, а нагрузка ушла непонятно куда безо всякой обратной связи. То есть выброшенные гигантские деньги и ноль (почти) научно-практической информации», — недоумевает гендиректор входящего в «Роскосмос» НПО «Техномаш» на страницах издания Forbes.

Довольно странно это слышать от эксперта в области, который не может не знать,

что запуск именно «болванок» при испытаниях новых, ранее не летавших ракет — скорее оправданная традиция, чем исключение.

Именно болванки, массогабаритные макеты или, как на Западе их называют, DemoSat, запускались при испытаниях сверхтяжелой ракеты Delta IV Heavy, при первом старте ракеты по . Роскосмосом в 2014 году при успешных испытаниях легкой и тяжелой ракет «Ангара» были тоже . Одна на геостационарную орбиту, вторая — на полигон на Камчатке.

А свою долю критики Роскосмос в последние годы получает как раз не за запущенные болванки.

Каковы были альтернативные варианты нагрузки, мы вряд ли узнаем наверняка — были разговоры, что SpaceX предлагала запустить свои аппараты и , но там отказались — слишком велики риски. В свете этого Маск, как устроитель мероприятия, имел право отправить к астероидам не чугунную чушку, а сделать из этого шоу, которое войдет в историю человечества — почему бы нет? «Это глупо и смешно, но глупые и смешные вещи часто становятся важными», — пояснил Маск.

Не сам

«Маск мало сделал сам, а уже использовал готовые технологии». Важную роль в становлении сыграл ее нынешний ведущий инженер Том Мюллер, который стоял за разработкой двигателей Merlin и имел богатый опыт создания кислород-керосиновых двигателей с системой дросселирования, то есть возможностью широкого изменения режимов тяги.

При разработке двигателя действительно использовался ряд уже запатентованных изобретений. И тут сравнение, если рассуждать о судьбах частной космонавтики, будет не пользу России. В США нормальная практика,

когда технологии, разрабатывающиеся под госзаказ, оказываются доступными для дальнейшего использования коммерческими компаниями.

В качестве примера можно вспомнить компанию Bigelow Aerospace, которая использовала насовские технологии надувных станций и сама продолжила развивать эту идею.

В России, если организация разрабатывает какую-то технологию по госзаказу, эта интеллектуальная собственность переходит государству и использовать ее негосударственным организациям будет почти невозможно. Напротив, как рассказывают люди, знакомые с космической отраслью, даже соседние предприятия , разрабатывающие похожие технологии, не делятся друг с другом своими разработками и опасаются промышленного шпионажа со стороны друг друга.

При этом технологии, переданные NASA для создания двигателей Merlin, относятся не к эпохе полетов к Луне, они совсем свежие, конца девяностых — начала двухтысячных годов.

Им заплатили

Наконец, последний аргумент: SpaceX не вполне частная компания, им платит государство. За 10 лет на разработку ракеты Falcon 9 (Не Falcon Heavy!), грузового корабля Dragon и пилотируемого Dragon 2 SpaceX получила от NASA $3,5 млрд. При этом на сегодня компания имеет контракты на более чем 60 миссий — на сумму $7 млрд.

Вложив деньги в SpaceX,

правительство США преследовало главную цель — возможность запускать в космос спутники дешевле.

Чем оно и пользуется сегодня, доверяя этому частнику даже оборонные и секретные заказы.

В США в приоритет ставят экономию денег, отчасти поэтому Вашингтон продолжает покупать у России ракетные двигатели РД-180, не дающие покоя сенатору . И когда встает вопрос о трате бюджетных денег, вопросы политики уходят на второй план.

Показателен случай, произошедший в середине 2000-х годов, в досанкционные времена. Когда в NASA решали, кому заказать изготовление прибора для изучения водорода в лунном грунте на орбитальный аппарат LRO, собрать его предложили в Лос-Аламосской национальной лаборатории, правда, за огромные деньги.

И когда российские ученые из ИКИ РАН предложили сделать этот прибор LEND за свой счет с условием участия в миссии, вопрос, кому отдать заказ, отпал сам собой.

Если сравнить деньги, выделяемые со стороны правительства США компании Маска со средствами, выделяемыми российским космическим госпредприятиям, то сравнение будет не в пользу последних, в этом, возможно, и кроется причина подчеркнуто холодного отношения Роскосмоса к успехам американского бизнесмена.

Эти же предприятия и научные институты продолжают получать иски от того же Роскосмоса, про что неоднократно писала «Газета.Ru».

Отвечая на вопрос об успехах Маска, а задают их постоянно, руководство Роскосмоса вообще старается не называть его по имени.

А после старта Falcon Heavy в госкорпорации назвали это рекламным «трюком» ради автомобиля Tesla, с производством которого «дела плохи».

На фоне успехов Маска и космических неудач России особое звучание приобрел совет запускать своих космонавтов при помощи батута, данный почти четыре года назад на фоне обострения отношений с США. Накануне компания SpaceX свой собственный «батут» — специальную сеть, при помощи которой планируется возвращать обтекатели ракет для их повторного использования. Чей батут окажется лучше, покажет скорое будущее.